Почему в Узбекистане повышаются цены на хлеб

Генеральная прокуратура Узбекистана опубликовала официальное заявление по повышению цен на формовой хлеб. Текст заявления приводим ниже, передает ИА "Новости Узбекистана".

В стране проводятся ряд мер по дальнейшему снижению государственного вмешательства в экономику, принятию мер по формированию полноценных рыночных отношений в области производства и переработки зерна, а также при ценообразовании на муку, обеспечению социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, доступного качества, предотвращению искусственного роста цен на формовой хлеб.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.10.2019 года «О мерах по полной реализации рыночных механизмов в системе доставки зерна, муки и хлеба» № 866 установлено, что с 15 октября 2019 года организациями АО «Уздонмахсулот» зерно будет продаваться всем категориям потребителей исключительно через биржевые торги без каких-либо ограничений, кроме пшеницы, заготовленной из урожая 2019 года и предусмотренного для производства муки.

Это в свою очередь привело к естественному росту цен на муку и формовой хлеб, изготовленных из отечественного зерна, а также стало причиной к обоснованным недовольствам населения в социальных сетях и средствах массовой информации.

Анализы показывают следующие факторы, способствовавшие повышению цен на формовой хлеб:
1. Государством отказавшись от политики искусственного сдерживания цен на покупку зерна и муки, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.10.2019 года № 866, цены на муку и формовой хлеб, производимые организациями АО «Уздонмахсулот», исключены из перечня подлежащих государственному регулированию социально значимых и стратегических видов товаров (услуг).

До этого, в целях удовлетворения потребностей населения на муку, действовал механизм выкупа зерна по низким ценам у производителей сельскохозяйственной продукции, и на основании ежемесячных протоколов Кабинета Министров, производителям кондитерских изделий мука местного производства реализовывалась через закрытые биржевые торги.

В результате, это привело к экономическому ущербу фермеров и зерновых предприятий, а также невозможности улучшения ими материально-технической базы, понижению желания на увеличение урожайности.

Для сведения: цена на зерно, закупленное для государственных нужд в 2017 г. определена 550, 2018 г. – 750, а в 2019 г. – 1420 сумов.

Действующая на протяжении многих лет данная система наряду с удовлетворением потребности населения в низких ценах на формовой хлеб, привело к возникновению различных коррупционных схем, получению сверхвысокой прибыли путем продажи на рынке муки, закупленной по низким ценам и предназначенной для производства формового хлеба,не доведению до населения муки местного производства по фиксированным государственным ценам.

Например, должностными лицами правления АО «Охангарон дон» в период 2011–2018 гг. было расхищено путем присвоения муки и зерновых изделий на сумму 18,6 млрд. сумов, которые были предназначены для обеспечения нужд населения в формовом хлебе.

По данному факту, в отношении виновных лиц обеспечена неотвратимость ответственности.

Кроме того, производится предварительное следствие по уголовному делу, возбужденного 17.10.2019 года по факту продажи должностными лицами АО «Каракалпак дон махсулотлари» в период 2018-2019 гг. 6.134 мешков муки по 110 тыс. сумов вместо 87.5 тыс. сумов на общую сумму 674,7 млн. сумов и присвоения разницы в размере 138 млн. сумов.

2. Ежегодный рост цен на топливо, энергетику и газ влияет на рост себестоимости муки и хлеба. В частности, если цена за 1 кВт/ч электроэнергии для производителей муки в 2017 году составляла 204,3 сумов, то в 2019 году составила – 450 сумов (рост на 120,4 %).
3. Объем муки, изготовленный и выставленный на биржевые торги предприятиями АО «Уздонмахсулот» непропорционален потребительскому спросу.

Так, в 2018 году при годовой потребности населения республики 3,2 млн. тонн (в месяц 267.000 тонн), в республике произведено всего 2,9 млн. тонн (92 %) (1,5 млн. тонн – АО «Уздонмахсулот», 1,4 млн. тонн – частный сектор). Или количество муки, выставленной на биржевые торги в ноябре т.г. составило 144 тыс. тонн (54% потребности населения), при этом оставшаяся часть муки в объеме 123 тыс. тонн (46%) производится частным сектором, а также обеспечивается за счет импорта с Казахстана, России, Таджикистана и других стран.

4. Несмотря на то, что среднегодовая мощность производства муки 44 предприятий АО «Уздонмахсулот» составляет 2,3 млн. тонн, по причине их работы не на полную мощность, в 2018 году произведено всего лишь 1,5 млн. тонн (65%). В результате, запланированный объем муки предприятиями АО «Уздонмахсулот» не полностью выставлен на биржевые торги.

В частности, 23 октября т.г. вместо запланированных по графику 6.700 тонн муки, на биржевые торги выставлено всего 5.785 тонн (86%). (24 октября недопоставлено по плану 716 тонн муки, 29 октября – 803 тонн, 30 октября – 792 тонн).

5. Несмотря на разработанный план мероприятий по оптимизации затрат предприятий АО «Уздонмахсулот» на 18,9 млрд. сумов и снижению себестоимости товара на 10,3%, по факту снижение себестоимости не обеспечено.

Вышеперечисленные факторы способствовали росту цен на муку отечественного производства и формовой хлеб на биржевых торгах.

Вместе с тем, в реализуемых стране реформах отдельное внимание уделяется материальной и моральной поддержке граждан, защите социально уязвимых слоев населения.

В связи с этим в целях обеспечения адресной социальной защиты уязвимых слоев населения, начиная с 1 октября 2019 года сумма компенсации по покрытию дополнительных расходов на приобретение муки и формового хлеба, пенсии по возрасту и инвалидности, пенсии и пособия по потере кормильца (для каждого иждивенца), пособии для лиц старше 16 лет с инвалидностью с детства, пособии для детей с инвалидностью до 16 лет и пособии лиц не достигших 18 лет инфицированных ВИЧ, а также получатели пенсий, размер которых составляет меньше минимальных размеров пенсии по возрасту, семьи получающие пособия назначенными органами самоуправлений граждан по уходу за ребенком до двух лет или материальная помощь устанавливается в размере 50 тыс. сумов.

Источник

Просмотров: 1204