Международная обстановка требует от государств-членов ОДКБ и ШОС создания специальных аналитических центров

29 сентября 2017 г. в г.Душанбе пройдет Международная конференция  «Борьба с терроризмом и экстремизмом в Евразии: общие угрозы и совместный опыт».

Накануне мероприятия корреспондент ИАЦ МГУ встретился с одним из организаторов круглого стола, Директором Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана Худоберди Холикназаром.

ИАЦ: За последние несколько лет прочно утвердилось экспертное мнение о том, что страны Центральной Азии испытывают серьезные проблемы в сфере безопасности. Могли бы Вы выделить основные риски и вызовы для региона? Какие из них вызывают наибольшую обеспокоенность со стороны Таджикистана?

Особую опасность для региона представляют внешние вызовы, которые, как и прежде, в основном исходят  из  соседнего неспокойного Афганистана, благоприятствующего разрастанию международного терроризма, религиозного экстремизма, незаконного оборота наркотиков, торговли оружием, людьми и другим преступлениями транснационального  характера.

В Афганистане, как известно, реализуют свои геоэкономические и геополитические интересы мировые и региональные державы. Данный фактор приобрел важный характер и полностью подчинил себе дальнейшее развитие ситуации в этой многострадальной стране.

ИАЦ: Противодействие нарастающим угрозам в сфере безопасности осуществляется как на национальном уровне, так и со стороны интеграционных структур - ОДКБ, ШОС. Насколько эффективна координация между странами региона в вопросах обеспечения безопасности? В какой мере деятельность интеграционных структур позволяет усилить потенциал противодействия новым рискам и вызовам для Центральной Азии?

Только за десять лет своей активной координирующей, антитеррористической деятельности  РАТС  ШОС удалось  добиться следующих важных результатов: Согласованы и подписаны документы, создавшие солидную нормативно-правовую основу для деятельности РАТС ШОС, в том числе:

  • Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
  • Конвенция ШОС против терроризма  и т.д.;

Для эффективной борьбы и противодействия  терроризму,  в целях организации международного розыска лиц, причастных к террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности на пространстве государств-членов ШОС, на базе «Списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера», был создан  и продолжается формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС».

Налажена четкая и эффективная координация действий спецслужб, в том числе при проведении контртеррористических операций различного характера.

В связи с тем, что трансграничная преступность является неотъемлемой составляющей терроризма и экстремизма, в Организации запущен механизм сотрудничества министерств внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС по противодействию организованной трансграничной преступности и обеспечению общественной безопасности.

Компетентными органами государств-членов ШОС за десять лет выявлены и пресечены на стадии подготовки более 1000 преступлений террористической направленности, из которых более 500 планировались к совершению в местах массового пребывания людей. Осуществлялся обмен упреждающей оператив­ной информацией, выявлено и ликвидировано 480 баз подготовки террористов, задержано 2516 боевиков, изъято 6385 единиц оружия,  более одного миллиона  боеприпасов, 4290 самодельных взрывных устройств, 22500 кг взрывчатых, 23290 кг ядовитых и отравляющих веществ и иных средств  преступления.

ИАЦ: По словам Президента России, наша страна высоко ценит позицию Таджикистана в решении региональных проблем безопасности, а российская военная база, функционирующая в Таджикистане, призвана обеспечить безопасность и Таджикистана, и южных рубежей России. Как Вы оцениваете текущее состояние сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в сфере безопасности? Какие направления этого взаимодействия нуждаются в усилении?

Россия содействует обеспечению государственной безопасности, осуществляемой по трем основным направлениям:

  • содействие качественному развитию вооруженных сил Республики Таджикистан (поставки вооружений, подготовка кадров и т.д.);
  • содействие развитию под эгидой ОДКБ единой системы региональной безопасности, направленной на отражение внешних угроз военной безопасности государств Центральной Азии;
  • присутствие военного контингента ВС России на территории Таджикистана с целью оказания содействия местным вооруженным силам и органам правопорядка в отражении внешних угроз.

На наш взгляд, следующие направления взаимодействия можно развивать действуя куда более тонко с оглядкой на будущее. А именно:

  • выстраивая и совершенствуя комплексное взаимодействие с Таджикистаном на пути совершенствования и развития такой системы реагирования на вызовы региональной безопасности, ключевым элементом которой станет равное участие и ответственность всех государств региона;
  • создавая благоприятный политический климат, уважая, поддерживая и укрепляя суверенитет Республики Таджикистан и высокий авторитет таджикско—российских отношений.

ИАЦ: Еще одна общая проблема в сфере безопасности для России и Таджикистана - Афганистан. На Ваш взгляд, какие изменения произошли за последний год на афганском направлении, с точки зрения влияния на ситуацию в плане безопасности для Центральной Азии?

Военно-политическая обстановка в Исламской Республике Афганистан характеризуется наращиванием потенциала международных террористических организаций в провинциях Афганистана граничащих с Центрально Азиатскими государствами, активизацией вооруженных формирований Движения Талибан и утратой перспективы их политического диалога с правительственными силами. Имеющиеся данные дают основания прогнозировать дальнейшее осложнение ситуации в ИРА и возникновения угрозы распространениятеррористической активности на Центрально Азиатском направлении и РФ.

В течение текущего года наблюдалась целенаправленная концентрация вооруженных группировок «Талибан», «Исламского движения Туркестана», «Джамоати Ансоруллах», «Исламского Государства» и других международных террористических организаций в провинциях Балх, Кундуз, Тахор и Бадахшан, попытки создания ими здесь собственных баз и  плацдарма для ведения террористической деятельности в Центрально-азиатском направлении. Особую тревогу вызывает наличие в составе названных формирований граждан государств Центральной Азии и РФ (по национальности казахи, кыргызы, узбеки, таджики, чеченцы и дагестанцы), процесс вербовки которых имеет тенденцию к расширению.

Принимая во внимание складывающуюся обстановку в северных провинциях Афганистана, а также факт возможного обострения ситуации на южных рубежах государств-членов  ШОС  и ОДКБ, считаем целесообразно обратить особое внимание на:

  • оказание государствами – членами ШОС и ОДКБ взаимной помощи в развитии вооруженных сил Таджикистана, их оснащении современными образцами вооружения и военной техники;
  • совершенствование и развитие Коллективных сил ОДКБ  и ШОС;
  • развитие объединенных военных систем;
  • развитие Миротворческих сил ОДКБ  и ШОС;
  • организации межведомственного информа­ционного обмена, с использованием современной телекоммуникационной автомати­зированной информационной системы защищенной связи между правоохранительными органами государств-участников ШОС;
  • повышение институционального уровня путем реализации программ по подготовке, переподготовке и обучению сотрудников правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом и другими вызовами и угрозами.

Дальнейшее развитие и процветание наших стран во многом зависит от нашей совместной деятельности, от того как мы будем обеспечивать мир и стабильность в регионе. Только общими скоординированными усилиями мы можем успешно противостоять вызовом и угрозам международной и региональной безопасности.

ИАЦ: Принятие решений на государственном уровне в рамках вопросов обеспечения региональной безопасности должно опираться на сильную аналитическую, экспертную базу. Какие возможности существуют в плане активизации экспертного диалога между специалистами из Таджикистана, России, Центральной Азии? Можно ли рассматривать предстоящую встречу экспертов в ЦСИ как начало нового этапа сотрудничества между ведущими экспертными центрами наших стран?

Современная, ложная  международная обстановка  неукоснительно требует от  государств-членов  ОДКБ  и ШОС  создать  при указанных организациях специальные аналитические Центры  для своевременного исследования  и анализа   современных вызовов и угроз для этих стран.  К сожалению, до сих пор такие специализированные центры не созданы.

Относительно нашей   международной конференции, в рамках  которойбудут обсуждаться важнейшие вопросы  безопасности региона, хочу отметить, что это замечательная инициатива российской стороны реально является началом нового этапа сотрудничества  между аналитическими институтами  и центрами  Центрально азиатских стран.  Надеемся, что в дальнейшем   на основе такого сотрудничества    можно будет создать специализированный  аналитический Центр  государств-членов ОДКБ и ШОС, который поможет своевременно  предотвратить  все попытки наших недругов  дестабилизировать ситуацию  в наших странах.

khudoberdi kholiknazar

Худоберди Холикназар 

Просмотров: 20144