О чем молятся мигранты?
Каждую пятницу Московская соборная мечеть заполняется мусульманами, среди которых львиную долю составляют трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Если углубиться в историю, главная мечеть Москвы была построена в 1904 году на средства татарского купца Салиха Ерзина. В советский период она не закрывалась и была единственной действующей мечетью в Москве, столице СССР. Однако в 2011 году старая мечеть все-таки была снесена, и на ее месте в 2015 году была воздвигнута одна из крупнейших и высочайших мечетей в России и Европе.
Как гласит Википедия, Соборная мечеть имеет шестиэтажное основное здание в византийском стиле с несколькими разноразмерными минаретами, башенками и куполами. Для богослужения предназначены три из шести этажей. В мечети имеются мужской и женский молельные залы, комнаты для омовения, конференц-зал с кабинами для синхронного перевода, выставочная галерея. Высота покрытого сусальным золотом главного купола - 46 метров, диаметр - 27 метров. Два главных минарета имеют высоту по 78 метров, что делает мечеть самой высокой в России. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике Казанского Кремля. Малый минарет венчает историческую часть комплекса. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зеленый цвет, как и у первой Московской мечети. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота; таким образом проектировщики сделали отсылку к образу Москвы златоглавой.
На фото: Общая площадь сооружения - 18 900 квадратных метров (до реконструкции площадь мечети равнялась 964 м². Вместимость может достигать 10 000 молящихся.
Асилбек Эгембердиев, лидер кыргызской диаспоры Московской области, вспоминает: “Я лично участвовал в строительстве нового здания мечети. А до этого более 20 лет ходил в старую мечеть. Тогда не было столько прихожан, помню, маленькая мечеть едва заполнялась во время пятничного намаза, а сегодня здание новой мечети вмещает до 10 тысяч прихожан и во время пятничного намаза заполняется полностью”.
По наблюдениям Эгембердиева, в последние годы кыргызстанцы стали достаточно богобоязненными, и если рассматривать количественное соотношение, то кыргызов наибольшее количество среди прихожан.
“В основном это трудовые мигранты, молодые парни и женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Для них мечеть и вера являются духовной опорой, вдали от Родины и отчего дома они взывают о поддержке ко Всевышнему”, - считает Асилбек-байке.
О том, почему трудовые мигранты становятся на путь экстремизма, Эгембердиев задумывается постоянно. По его мнению, в глобальной миграции более 80% молодые люди, большинство из них не получили общего образования у себе на родине, соответственно вынуждены трудиться на низкооплачеваемой работе, где частенько сталкиваются с несправедливостью и унижением человеческого достоинства. Со временем ожесточаются, проживая в тяжелых условиях на чужбине.
“Государство не следит за судьбой своих граждан, если они выезжают за рубеж, никто их не контролирует, в результате предоставленные самим себе молодые люди попадаются в руки экстремистов, которые владеют психологическими методами вербовки. Они всячески демонстрируют свой интерес к судьбам молодых людей, дурманят головы своими идеями и даже оплачивают их обучение, пропагандируя чуждые истинному исламу ценности. Поэтому трудовые мигранты нередко становятся жертвами таких профессиональных вербовщиков, постепенно радикализируются”, - объясняет Асилбек Эгембердиев.
К счастью, на этот путь встают единицы. В последнее время молодые люди лучше разбираются в религии и осознают, что ислам - мирная религии. Большим плюсом является и то, что власти Москвы с уважением относятся к гражданам, исповедующим ислам.
“Только в Москве проживает около двух миллионов граждан, исповедующих ислам, плюс огромная армия мигрантов из республик Центральной Азии, плюс гости столицы. Во время религиозных праздников власти Москвы всегда предоставляют дополнительные площадки для верующих и празднования транслируются по центральным телеканалам, а репортажи публикуют в СМИ. Кроме того, в Москве открыты современные исламские культурные досуговые центры, которые можно посетить с детьми, в игровой форме чему-то обучиться, послушать проповедь, почитать различные книги по исламу, ознакомиться с культурой ислама. Кстати, в такие центры приходят не только мусульмане, но и другие москвичи, для того чтобы ознакомиться с культурой и традициями ислама”, - рассказывает Эгембердиев.
О чем молятся трудовые мигранты? Конечно, о душе, о здоровье и благополучии себе и своим близким. Ну, и конечно, мигранты молятся о мире и процветании родного Кыргызстана.
Подготовила Лейла Саралаева
Фоторепортаж из Московской соборной мечети Абылая Саралаева
-
Просмотров: 2612