Цифровая повестка ЕАЭС: опровергая миф о технологической отсталости и «странах-бензоколонках»

В последние годы IT-отрасль демонстрирует высокие показатели роста в странах-партнерах Казахстана по Евразийскому экономическому союзу.

Так, в Беларуси объем экспорта IT-услуг в прошлом году составил 1 млрд долларов. В России в 2017 году зарубежные продажи программного обеспечения и услуг по их разработке выросли на 10% по сравнению с показателями 2016 года и составили 8,5 млрд долларов – эта статья российского экспорта фактически сравнялась с оборонной промышленностью, в которой, как известно, РФ традиционно сильна. Все это как-то мало вяжется с образом «страны-бензоколонки» и «технологически отсталой России», зачастую транслируемым в казахстанском информационном пространстве.

Тем временем в Казахстане IT-отрасль находится в стагнирующем состоянии: для сравнения – экспорт компьютерных услуг из Казахстана в 2017 году составил всего 15 млн долларов. А ведь казахстанская специальная экономическая зона «Парк информационных технологий «Алатау» была создана еще в 2003 году, на два года раньше Белорусского парка высоких технологий.

С чем же связано столь очевидное отставание казахстанской IT-отрасли? С нехваткой компетентных кадров, «талантов» и «мозгов» и, соответственно бизнес-инициатив в этой сфере? Или с объективными факторами – отсутствием системной стратегии поддержки IT-отрасли на государственном уровне?

И еще один вопрос. Если уж IT-отрасль «рванула» вперед у наших соседей – партнеров по евразийскому интеграционному проекту, не следует ли рассматривать ЕАЭС как возможность для Казахстана запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда цифровой модернизации?

Они умные, а мы глупые? Отнюдь нет

Президент Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров уверен, что Казахстан не обделен ни кадрами, ни талантами и возможностями для развития информационных технологий. Однако в отличие от белорусских и российских коллег представители казахстанской IT-индустрии не имели поддержки со стороны государства.

- Казахстанская экономика построена на том, что ни одна из отраслей не имеет каких-либо льгот и преимуществ перед остальными. К тому же сегодня практически все отрасли экономики платят налоги и не имеют теневого оборота. Это именно то, чего мы добивались практически с первых лет независимости. Однако за это время наши соседи – Россия, Беларусь – постоянно дотировали различные сектора экономики. Причем в числе приоритетных – IT-отрасль. В России, например, до 2016 года действовала государственная программа по поддержке IT-отрасли. В прошлом году была принята новая программа развития IT-сектора до 2025 года. Аналогично в Беларуси: участникам IT-рынка предоставляются значительные льготы, а также субсидирование и финансирование проектов со стороны государства, - поясняет Ш. Сабиров.

В Казахстане же IT-отрасль стала заложником государственного курса на унификацию условий для ведения бизнеса для всех секторов экономики.

- Отмечу, что если еще десять лет назад экономически целесообразно было уравнять все отрасли в правах, не предоставлять отдельным из них льготы и государственное субсидирование, то за эти годы ситуация в мире изменилась кардинальным образом. Если передовые отрасли экономики не имеют соответствующей поддержки со стороны государства (не просто на словах, а на деле), если они не имеют льгот, если не заданы стимулирующие параметры, по которым должен развиваться IT-сектор – отрасль будет находиться на одном уровне, будет стагнировать и развиваться, что называется, «не шатко не валко» - в зависимости от заинтересованности и возможностей частного бизнеса, - говорит эксперт в сфере IT.

Ш. Сабиров напоминает, что возглавляемая им Интернет Ассоциация Казахстана еще пять лет назад, в 2013 году, поднимала вопрос о создании Дорожной карты IT-отрасли.

- По сути, то, о чем в Казахстане заговорили только сегодня: цифровизация, поддержка IT-сектора – все это надо было делать еще пять лет назад. Впрочем, еще в 2013 году мы уже безбожно отставали от наших соседей. И не потому, что у нас нет необходимых компетенций или, скажем так, «они умные, а мы глупые». Отнюдь нет. Потенциал у казахстанской IT-отрасли просто огромный, и возможности нашего бизнеса также огромны.Однако отрасли обязательно нужны меры государственной поддержки, - подчеркивает президент Интернет Ассоциации Казахстана.

В числе самых простых, лежащих, что называется, на поверхности мер Ш. Сабиров перечисляет следующие: налоговые каникулы, компенсация затрат на инновационную деятельность, создание реестра, пула компаний, системообразующих для отечественнойIT-отрасли.

- В конце концов, необходимо льготное кредитование для проектов IT-сектора. Если, к примеру, обычная процентная ставка сегодня составляет 12-14-18%, то льготное кредитование под IT-проекты нужно выделять под 4-5% годовых, - предлагает эксперт.

Таким образом, по мнению президента казахстанской Интернет Ассоциации необходим всесторонний и всеобъемлющий комплекс государственных мер поддержки IT-сектора.

- Нужно понять, что за 5-10 последних лет мы катастрофически отстали в секторе IT-технологий, в том числе от наших соседей. И для того чтобы сегодня «хвастаться», как Беларусь, миллиардными объемами экспорта IT-услуг и программного обеспечения, надо было приступать к поддержке отрасли еще 8-10 лет назад. И ничего плохого в том, чтобы поддерживать какую-то конкретную отрасль, нет, - подытоживает Ш. Сабиров.

Без единого цифрового пространства ЕАЭС работать не сможет

Белорусский эксперт Кирилл Озимко отмечает, что в странах ЕАЭС действительно хорошими темпами развивается сфера высоких технологий, и подчеркивает, что развитие этой отрасли является одной из приоритетных задач для руководителей Беларуси, Казахстана и России.

- Что касается союзной кооперации и интеграции в сфере информационных технологий – она уже сегодня постепенно происходит. Можно вспомнить, что в цифровой повестке ЕАЭС находится формирование единого цифрового пространства на всей его территории. Реализация данной идеи выражается в том, что уже сегодня существует ряд совместных проектов в сфере IT. Например, в апреле текущего года был создан Евразийский информационно-аналитический консорциум, в котором участвуют ученые и исследователи из разных стран союза. Также на территории ЕАЭС реализуется цифровая прослеживаемость товаров, создается единая информационная система промышленности, которая свяжет производственные организации и потребителей промышленного оборудования стран союза, - поясняет К. Озимко.

Белорусский эксперт отмечает, что бизнес-сообщество также заинтересовано в реализации цифровой повестки ЕАЭС.

- Выработана консолидированная позиция бизнеса в отношении реализации цифровой повестки союза. В частности, его представители заявляли о необходимости правовой защиты инвесторов, принимающих участие в формировании евразийских цифровых активов. Но в целом, несмотря на все устремления властей и бизнесменов, надо понимать, что формирование единого цифрового пространства ЕАЭС – это не самый легкий путь. Но оно постепенно будет сформировано. Это дело времени. Без этого уже в ближайшем будущем не сможет нормально функционировать любое интеграционное объединение, и это прекрасно понимают в Москве, Минске, Астане, Ереване и Бишкеке, - заключает К. Озимко.

Казахстан и Россия реализуют пилот по созданию цифровых транспортных коридоров ЕАЭС

Напомним, что заявление о цифровой повестке ЕАЭС было подписано 26 декабря 2016 года главами пяти государств интеграционного объединения. Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года были утверждены на заседании Высшего евразийского экономического совета 11 октября 2017 года.

К числу приоритетных инициатив, которые планируется реализовать в ЕАЭС, относятся система регулятивных песочниц, цифровая прослеживаемость товаров, услуг и активов, цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, соглашение об обороте данных, цифровая промышленная кооперация.

В нынешнем году, в Сочи, на заседании Высшего Евразийского экономического совета, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение организовать работу офиса управления цифровыми проектами и инициативами на базе будущего Международного технопарка IT-стартапов в Астане.

Казахстанские инициативы в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС были презентованы в июле в Астане и включали такие проекты, как«Использование открытых данных», «Открытая цифровая платформа для малого и среднего бизнеса» и «Электронное лицензирование». Казахстанская сторона подчеркивает, что каждый из этих проектов уже успешно действует в Казахстане и готов к масштабированию в рамках ЕАЭС и интеграции с аналогичными площадками.

Отметим, одну из интереснейших инициатив Казахстана. На сегодняшний день наиболее чувствительным препятствиемдля развития единого евразийского цифрового пространства является отсутствие взаимного признания государствами ЕАЭС электронной цифровой подписи. Это создает сложности с доступом потенциальных поставщиков к участию в закупках в электронном формате.

Казахстанская сторона предложила решить технический вопрос по электронным ID на базе открывшегося в Астане Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). На примере регистрирующихся в МФЦА компаний можно будет использовать регулятивные «песочницы», уверены казахстанские эксперты.

Одним из приоритетных проектов цифровой повестки ЕАЭС является создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Внастоящий момент Казахстан и Россия реализует два экспериментальных проекта, направленных на формирование цифровых транспортных коридоров.

Во-первых, это пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС. Инициативу планируется реализовать до 31 марта 2019 года.Этот экспериментальный проект станет частью создаваемой системы цифровой прослеживаемости товаров в ЕАЭС и позволит сформировать принципы общей архитектуры цифровой прослеживаемости.

Второй проект включает мониторинг автомобильных транзитных перевозок табака с использованием навигационных пломб. Эксперимент предполагается провести и завершить до 1 октября 2018 года. В нем примут участие национальные операторы систем отслеживания международных транзитных перевозок грузов. Предполагается, что Армения, Беларусь и Кыргызстан смогут присоединиться к проведению эксперимента по мере готовности.

Подчеркивается, что создание цифровых транспортных коридоров позволит сформировать общий рынок транспортных услуг и единое транспортное пространство ЕАЭС, что способствует реализации транзитного потенциала Союза, снизит административные барьеры, ускорит окупаемость инфраструктурных проектов. Помимо этого, повысится эффективность, доступность и безопасность транспортных услуг, а также снизитсяих себестоимость.

Наконец, начиная с нынешнего года Евразийская экономическая комиссия проводит международный конкурс инновационных проектов «Евразийские цифровые платформы» - его результаты будут представлены на форуме «Евразийская неделя», который пройдет в октябре в Ереване. Заявляется, что конкурс призван выявить компании и проекты, способные внести значимый вклад в развитие Интегрированной информационной системы ЕАЭС.

Отборочные этапы конкурса уже прошли в Кыргызстане, Казахстане, Беларуси и России.

В Астане полуфинал совпал с открытием Международного технопарка IT-стартапов Astana Hub, состоявшимся 3 июля. Победителями казахстанского этапа конкурса стали облачный сервис для цифровизации грузоперевозок, логистики, трансграничной торговли Apilog.kz , система выявления экономических и коррупционных рисков при планировании, оформлении и оплате госзакупок «Выявление рисков в госзакупках», b2b-платформа для производителей, дистрибьюторов и торговых точек Smart Satu, а также игра, обучающая детей кулинарии, - «Маша и Медведь: готовим вместе».

Таким образом, площадка ЕАЭС уже работает для выявления потенциала казахстанской IT-отрасли, как посредством возможного масштабирования уже состоявшихся казахстанских IT-проектов в рамках объединения, так и создания единых платформ – например, цифровых транспортных коридоров, и наконец, продвижения казахстанских компанией и их проектов на конкурсной основе на «союзный» уровень.

Жанар Тулиндинова

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Просмотров: 1438