Перспективы российско-тюркского взаимодействия

Перспективы российско-тюркского взаимодействия в период глобальной политической и экономической трансформации в первой половине 21 века.

Как говорил ещё Лев Николаевич Гумилёв, когда славяне и тюрки встречаются, получается хорошо, получается симфония. Этот тезис не потерял своей актуальности и сегодня.

Очень часто, когда в экспертной среде ведутся разговоры о российско-тюркском синтезе, то они обязательно касаются истории. И это, наверное, правильно, поскольку речь идёт о фундаментальном и всеобъемлющем переплетении судеб народов, их культур, смешении языков, быта, ценностей.  

Предлагаю не останавливаться на каких-то известных или малоизвестных исторических моментах, а попытаться рассмотреть вопрос в некой перспективе.

Российско-тюркское взаимодействие имеет колоссальную ценность для государств и народов, населяющих Большую Евразию. Актуальность данного взаимодействия в начале XXI века диктуется общей политической и экономической ситуацией, складывающейся в мире в настоящее время, а также значительным усилением и развитием экономического, военного сотрудничества в последние годы между Россией и тюркскими государствами. Это взаимодействие происходит и в формате Евразийского Союза и ОДКБ и других интеграционных проектов.

Синергия и полицентричность взамен монополии

Почему мы говорим конкретно про российско-тюркское взаимодействие?

Во-первых, тюркский компонент, наряду с другими компонентами, является неотъемлемой частью России. Славяне, тюрки, финно-угры и другие равновеликие народы совместно возводили цивилизационное пространство, которое стало домом для множества народов. В России накоплен многовековой опыт совместного проживания славянских, тюркских и иных народов.

В результате тесного взаимодействия славянских и тюркских государств возникает прочная основа, фундамент, позволяющий в перспективе достраивать мировые конструкции до необходимых масштабов.

Евразийский экономический союз является наглядным и очень продуктивным результатом славяно-тюркского взаимодействия, в который сегодня входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Армения. Очевидно, что этот союз будет крепнуть и включать в себя новых членов-организации.

Во-вторых, особое преимущество славяно-тюркского мира – это его полицентричная направленность и отказ от монополии.

Многие эксперты, как и сам Гумилёв, называют это свойство пассионарностью. Мне же в данном случае хочется назвать это взаимодействие синергетическим и полицентричным. Его смысл в том, что ни одна повестка, будь то «славянская» или «тюркская», не выходит на первый план. Этого и не требуется для гармоничного и динамичного развития.

В итоге приходит понимание, что российско-тюркский союз выступает за полицентричный и многоформатный мир, в котором поодиночке развиваться становится всё сложнее и сложнее. И понимающие это страны будут естественным образом поддерживать подобные начинания.

Но скажем сразу, что не всем по нраву российско-тюркский синтез.

Кооперация – объективная необходимость

Для отдельных стран западного мира российско-тюркский синтез рушит все планы. Этим странам не нужна полицентричность, они привыкли, обладая научно-технологическим и военным преимуществом, навязывать остальному миру свой порядок и свои правила. Для этого организуются «цветные революции», гражданские войны, беспрецедентные акции насилия и мирового произвола.

На восточном направлении для славянских и тюркских государств также возникает новый риск, связанный с экономическими возможностями их соседа Китая. В таких сложных ситуациях, когда с одной стороны формируется мир по западному образцу, а с другой – растёт экономическое могущество Китая, славяно-тюркским государствам необходимо разрабатывать свои интеграционные проекты, поскольку в одиночку справляться с внешними вызовами становится сложнее.

В-третьих, негативное воздействие оказывает на страны угроза, исходящая от так называемого Исламского государства. В этих условиях достаточно непросто выстраивать прагматичные отношения, но российско-тюркский вектор, не смотря на всё свое идейно-политическое многообразие, уже доказал свою эффективность. Когда Россия и тюркские государства отбрасывают отдельные частные вопросы и концентрируются над решением общей проблемы, то ни одна угроза не может выстоять.

В-четвёртых,  российско-тюркские отношения носят комплексный, многоуровневый характер и не ограничиваются лишь региональными вопросами. За многолетнюю историю взаимодействия сложились достаточно тесные культурно-гуманитарные и торгово-экономические отношения, особое место в которых занимает энергетика.

Образцово-показательный пример взаимодействия

В настоящее время энергетика является одной из перспективных сфер российско-тюркских отношений, учитывая большие запасы углеводородных ресурсов у России и тюркоязычных государств, а также их выгодное географическое положение для транспортировки до потребителей.

Так 19 ноября Президент России Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Эрдоган встретились в Стамбуле на торжественной церемонии окончания строительства морского участка газопровода «Турецкий поток», который протянется по дну Чёрного моря на расстояние в 900 километров и соединит Турцию с газовой системой России, а также позволит уже в будущем, 2019 году начать поставки «голубого топлива» в Восточную и Южную Европу. И это только один из примеров эффективного энергетического сотрудничества.

Сюда можно отнести и правовое урегулирование вопроса по каспийскому водоёму, где руководители государств проявили стратегическую собранность и пришли к общим результатам. Да, это серьёзные шаги в сторону полицентричного мира, в котором российско-тюркский синтез занимает достойное и уважаемое место. 

Политика и экономика неразрывны

В российско-тюркских отношениях присутствует поступательное и стабильное развитие. Сегодня, если говорить объективно, стабильность во многом обеспечивается из-за экономических и культурно-гуманитарных проектов. Политический аспект, если и имеет место быть, то является не определяющим.

С одной стороны, превалирование экономико-культурной направленности позволяет решать сразу несколько проблем: сохранение прагматичных политик государств, отсутствие каких-либо не разрешаемых спорных вопросов, воспроизводство и поддержка полицентричного мира.

Данные аспекты придают российско-тюркскому сотрудничеству дополнительный запас прочности, укрепляют двусторонние и многосторонние отношения.

С другой стороны, политическая повестка также важна для этих отношений. Но нужна ли сейчас? Наверное, в этом вопросе не нужно торопить событий.

При этом в российско-тюркских отношениях не наблюдается чёткого разделения экономических и политических интересов. Но мы все прекрасно понимаем, что именно серьёзные разногласия по политическим вопросам приводят к разрыву экономических связей и наоборот, а углубление экономического сотрудничества оказывает своё положительное влияние на союзнические отношения.

Интеграция интеграций

Хотя определённые сдвиги, на мой взгляд, могли бы произойти. Здесь я веду речь о сопряжении России, ЕАЭС и Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Идея не новая, но, в общем-то, очень интересная. Полагаю, что всё-таки Совет сотрудничества тюркоязычных государств без России является неполным. И можно привести множество причин. Но я скажу о следующем – сопряжение позволит выйти ЕАЭС и ССТГ на совершенно новый качественный уровень.

Здесь не нужно искать каких-то политических подтекстов. Россия – сильная страна, и у неё нет прямой необходимости вступать в ССТГ. Но с экономических позиций – это было бы интересно. Подобный шаг с экономико-культурной позиции был бы выгоден всем: России, тюркоязычным государствам.

Сопряжение позволило бы развернуть экономико-энергетический потенциал наших государств и на Ближнем Востоком, Европе, в формате Большой Евразии. Мы бы все чувствовали себя более комфортно, даже если не все сейчас видят в этом интерес.

Важно усиливать культурные составляющие российско-тюркского сотрудничества. Они имеют несомненное значение в укреплении отношений.

Трансляция идей кооперации должна быть профессиональной

Тюркский фактор – это не только государства с большинством тюркских народов, но и страны, где тюркские народы составляют меньшинство. Российско-тюркский союз позволяет расширить границы восприятия тюркского мира и заметно его обогатить в культурно-гуманитарном плане.

Российско-тюркский синтез, если посмотреть на него глобально и с определённой перспективой, то это больше, чем просто экономический симбиоз. Это будущее Большой Евразии.

Отдельно нужно сказать и о том, что сегодня назрела необходимость создания образовательных, научных и экспертных площадок для всего российско-тюркского, славяно-тюркского мира.

Такую площадку можно было бы создать в Башкортостане, как в одном из поликультурных субъектов Российской Федерации, в котором российско-тюркский диалог подтверждается ежедневно на всех уровнях коммуникаций.

Мы должны понимать, что сегодня формируется определённый социальный заказ в мире на экспертов, способных в информационно-публичном пространстве озвучивать не только теоретические конструкты, но и практические моменты российско-тюркского взаимодействия. 

Сценарный прогноз

В итоге, резюмируя, я хотел бы сказать о следующем. Я вижу несколько сценариев развития российско-тюркского сотрудничества:

Первый – консервативно-инерционный. Ситуация глобально не меняется. Государства придерживаются курса прагматизма, превалируют национальные интересы над глобальными, создаются и распадаются по инерции союзы.

Со временем тюркский, как и любой другой культурно-цивилизационный фактор, ослабевает, укрепляются отдельные экономические модели в мире (китайская, индийская, западно-капиталистическая). Я бы назвал этот сценарий «временем потерянных надежд», когда российско-тюркский потенциал не был бы раскрыт в полной мере в силу различных причин.

Второй – рыночный. Экономика полностью поглощает политическую повестку. Полицентричность развивается до тех пор, пока отдельные государства на общем фоне не усилят свои экономические возможности. В таком случае возникнут новые глобально-экономические коммуникации.

В отдельности России и тюркским странам будет несоизмеримо тяжелее отстаивать интересы. Совместно же они могут представлять особый российско-тюркский центр глобальной экономики и управления в контексте полицентричности.

Третий - цивилизационно-ценностный. В основе российско-тюркского сотрудничества будут усиливаться экономико-культурные проекты, которые приведут к сближению политических позиций по большинству вопросов мироустройства.

Постепенно российско-тюркский синтез трансформируется в особую цивилизационную систему в формате Большой Евразии, к которому присоединяться другие цивилизационные системы. Это будет некий ответ всеобщей глобализации и вызовам современности.

Заключение

Отмечу, что выделенные сценарии являются условными и требуют детального изучения. Я лишь попытался очертить общий круг интересов и возможных путей решения проблем.

Главное здесь, как мне видится, другое.

Выработка новых принципов, поиск ключевых направлений сотрудничества между нашими странами, попытки достичь компромисса между максимизацией национальных интересов и удовлетворением общих потребностей – вот, что должно определять повестку российско-тюркских отношений.

И, следует отдать должное, мы смогли достичь некоторого равновесия в российско-тюркских взаимодействиях, когда общие достижения существенно превалируют над отдельными просчетами. И это сегодня уже говорит о многом.

ЦГИ "Берлек-Единство"

Просмотров: 13014