"Нам следует задуматься о внедрении дипломов единого евразийского образца" - эксперт

Одним из направлений сотрудничества российского и казахстанского приграничья в рамках ЕАЭС является научно-образовательное партнерство вузов двух стран, а также молодёжные программы и инициативы, формирующие благоприятное общественное измерения евразийской интеграции.

На прошедшем недавно в Саратове экспертном заседании, посвященном инвестиционному потенциалу, факторам и резервам межрегионального партнерства в ЕАЭС, профессор, проректор по маркетингу Инновационного Евразийского университета (г. Павлодар, Казахстан) Амангельды Бейсембаева акцентировал в своем выступлении необходимость развития системы «двойных» дипломов, а также выработку совместных образовательных траекторий. По мнению казахстанского профессора, это послужило бы формированию культурной «терпимости» и «совместимости» у молодежи двух стран и стало бы базой для совместных инвестиционных проектов как в экономической, так и в социальной сферах.

Винтервью IQ-клубу казахстанский профессор разъяснил,какими могут быть конкретные форматыи механизмы сотрудничества между казахстанской и российскойвысшей школой.

- Амангельды Ракишевич, какие наиболее актуальные задачи сотрудничества в культурно-гуманитарнойсферев разрезе российско-казахстанского приграничья вы бы отметили?

- Сегодня актуальным становится вопрос создания единого образовательного пространства на территории ЕАЭС, которое должно обеспечиваться выработкойобщейстратегии развития, созданиемединойинформационной системы, координацией финансов, прав, нормативныхисодержательных основ, формированиемобщегорынкадляперемещениярабочей силы иунифицированныхправилприемавучебныезаведения.

Отмечу также, что современному вузу для обеспечения конкурентоспособности необходимо формирование стратегического партнерства с отечественными и зарубежными вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и структурами власти, а также развитие инфраструктуры взаимодействия вуза с внешней средой.

- Какое значение в этой связи вы придаете системе двухдипломной подготовки?

- Надеюсь, что в рамках данной системы Инновационному Евразийскому университету удастся наладить сотрудничество с вузами г. Саратова.Отмечу, что система двойных дипломов может реализовываться через сочетание «специализированного» образования с бизнес-образованием, или с педагогическим.

Успешное участие вузов в программе двойных дипломов – это свидетельство всесторонней подготовки в соответствии с мировыми образовательными стандартами, признание в профессиональной среде, высокая степень доверия среди работодателей. К сожалению, практика показывает, что этого сейчас не достаточно. Поэтому, может быть, следует подумать о разработке единых образовательных программ, внедрении дипломов единого евразийского образца, чтобы мы знали, что из себя представляет специалист.

- Как научно-образовательное сотрудничество в рамках ЕАЭС позволит осовременить и актуализировать содержание образования?

- Образовательные программы определяют содержание образования. Сегодня все передовые промышленно развитые страны изучают свои системы образования с точки зрения их соответствия современным требованиям. В этой связи мы должны совершенствовать качество подготовки выпускников в условиях формирующегося рынка труда постоянно пересматривать как содержание образования, так и технологию образовательного процесса.

Совместные образовательные программы призваны повысить конкурентоспособность образования.В совместной образовательной программе партнеры согласовывают все ее основные элементы: учебный план, методику преподавания, систему обеспечения качества, правила и принципы оценки, требования к содержанию, преподавателям и набору студентов, академическую мобильность с периодами обучения, которые признаются и «засчитываются» автоматически, осуществление совместного управления программой, признание выдаваемых дипломов и присуждаемых степеней.

К сожалению, внастоящее время мы сталкиваемся с проблемой подтверждать научные степени в странах ЕАЭС.

Отдельно стоит выделить академическую мобильность, которая является важным этапом для личного и профессионального развития и выступает основным инструментом для построения современного образовательного процесса, где каждый из его участников сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и иной, другой культуры. Инструментами развития академической мобильности являются: система перезачета кредитов, приложение к диплому, двойные дипломы.

Академическую мобильность ввузах ЕАЭС можно осуществлятьчерез реализацию следующих механизмов:

  • организация летнего семестра для освоения модулей образовательных программ с приглашением преподавателей и студентов из других вузов ЕАЭС;
  • изучение отдельных дисциплин или модулей образовательных программ в вузах ЕАЭС;
  • выезд студентов в страны ЕАЭС на практическую подготовку по своим образовательным программам;
  • организация стажировокдля ППС с целью расширения академического обмена;
  • освоение дополнительных образовательных программи курсов посредством дистанционных технологий.
- Выступая на экспертном заседании, вы отметили, что совместные образовательные траектории позволили бы сформировать культурную «терпимость» друг к другу у молодежи Казахстана и России. Какую роль, на ваш взгляд, играет культурная восприимчивость и открытость в укреплении казахстанско-российского сотрудничества и интеграции?

- Сейчас очень много говорится о поликультурном образовательном пространстве. Поликультурное образовательное пространство можно рассматривать как территориально обозначенное пространство, которое отражает специфические характеристики этнического многообразия и служит универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи, общности и др.) структуры.

Суть поликультурного пространства заключается в удовлетворении образовательных и познавательных потребностей личности в усвоении культурного опыта. К примеру, в Саратовской области проживает около 76 тыс. казахов, которые могли бы получить образование в вузах Республики Казахстан. Поликультурное пространство позволило бы преподавать казахский язык в школах Саратовской области учащимся - этническим казахамс использованием учебно-методических комплексов, разработанных учеными и методистами Казахстана.

Учителя, планирующие работать в таких школах, получили бы возможность обучаться в казахстанских вузах, повышать свою квалификацию и быть сертифицированными специалистами. В рамках познания культуры своей исторической родины школьники и студенты - этнические казахи Саратовщины совместно со своими ровесниками из Казахстана могли бы принять участие в исторических и этнографических исследованиях «Өлкетану» («Краеведение»).

Отмечу, что краеведение сегодня – это не отдельные мероприятия, а проекты, исследования, способствующие реализации основных направлений программы «Рухани жаңғыру» («Духовное возрождение»).

В заключении хотел бы подчеркнуть, что ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.Единое евразийское образовательное пространство является ключевым компонентом решения этой задачи.

amangeldy beysembayev

Беседовала Жанар Тулиндинова

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Просмотров: 1953