Перспективы атомной энергетики в Узбекистане
В последние годы в Узбекистане активно проводятся реформы, направленные на дальнейшее развитие общества и экономики.
Также стремительно растет потребление и спрос на электроэнергию. В то же время ученые озабочены рациональным использованием природных ресурсов. В этих условиях возрастает роль атомной энергетики. Совсем недавно премьер-министрами Узбекистана и Российской Федерации было подписано межправительственное соглашение о строительстве АЭС в Узбекистане, пишут "Новости Узбекистана".
Что даст АЭС экономике и науке республики, насколько безопасна атомная энергетика и как ее развитие скажется на состоянии окружающей среды - на эти и другие вопросы редакция «Новостей Узбекистана» (NUZ.UZ) попросила ответить Сергея Самойлова, эксперта, депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса (члена Комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды и депутатской группы Экодвижения).
- В Стратегии действий по развитию республики важное значение уделяется экономическому развитию. На это направлены и многие реформы, проводимые в настоящее время в стране. Однако ни одна отрасль экономики не может развиваться без энергетики. Многие активно развивающиеся страны делают ставку на развитие атомной энергетики. Насколько, по вашему мнению, атомная энергетика необходима и актуальна в условиях Узбекистана?
- Действительно, атомная энергетика остается одним из самых популярных источников генерации в мире. Сегодня в мире насчитывается более 450 действующих реакторов в трех десятках стран. На действующих АЭС вырабатывается порядка 11% от совокупного объема электроэнергии. При этом в ряде стран, в частности, в Словакии, Украине, Венгрии и Бельгии атомная энергетика обеспечивает не менее 50% необходимых мощностей, во Франции – порядка 70%.
Потребность Узбекистана в электроэнергии составляет 69 миллиардов кВт/ч, при этом в настоящее время вырабатывается порядка 64 миллиардов кВт/ч. Как видите, имеется определенный дефицит.
В то же время отмечу, что около 85% электроэнергии в республике вырабатывается на ТЭС за счет сжигания газа и угля. Для этого ежегодно расходуется 16,5 миллиардов кубометров природного газа, 86 тысяч тонн мазута и 2,3 миллиона тонн угля. И только лишь 15% производится на гидроэлектростанциях.
Однако, согласно экспертным оценкам, потребность Узбекистана в электроэнергии к 2030 году достигнет 117 миллиардов кВт/ч за счет развития экономики, роста численности и уровня жизни населения. То есть, если взять разницу от предполагаемой потребности и фактической выработки, то получим дефицит электроэнергии, который составит уже 53 миллиарда кВт/ч.
Чтобы получить необходимое нам количество электроэнергии, предполагается использовать природный газ, который обеспечит 54 процента от общего объема генерации. За счет угля будет получено 11%, за счет нефтепродуктов – 3%, на долю ГЭС придется 14%, 3% ожидается от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Для получения оставшихся 15% потребуются дополнительные мощности, которые как раз и могут выдать атомные электростанции.
- В 2011 году я был одним из немногих журналистов, побывавших в институте ядерной физики Академии наук Узбекистана и присутствовавших при запуске электронного ускорителя "Электроника У-003". В постсоветское время это был первый случай такого рода на всем пространстве СНГ. Признаюсь, появилась гордость за отечественную науку, но в последующем ядерная физика пришла в упадок и ИЯФ был закрыт. С приходом нового руководства страны ядерная физика обрела второе дыхание, а подписанные между Узбекистаном и Россией правительственные соглашения о сотрудничестве в атомной энергетике дают надежду на возрождение ядерной физики в целом. Считаете ли вы, что планируемое строительство АЭС в Узбекистане позволит обеспечить стабильные поставки электроэнергии в республике и даст импульс дальнейшему развитию ядерной физики?
- Безусловно. Этому будут способствовать подписанный меморандум о сотрудничестве между российской Госкорпорацией «Росатом» и Академией наук Узбекистана, а также контракт между АО «ТВЭЛ» и Институтом ядерной физики Академии наук Узбекистана на производство и поставку ядерного топлива для исследовательского реактора ВВР-СМ.
Для развития же атомной энергетики в целом, 29 декабря 2017 года Узбекистан подписал с Россией межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
В июле этого года глава государства подписал Указ «О мерах по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан». В нем предусматривается создание Агентства по развитию атомной энергетики при Кабинете Министров «Узатом», которое станет специальным органом, регулирующим отношения в сфере атомной энергетики. Для решения задач агентства в области мирного использования атомной энергии предусматривается образование при нем Научно-технического и экспертного совета. Напомню, что 7 сентября Республика Узбекистан и Россия подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве в Узбекистане атомной электростанции по российскому проекту.
- Атомная энергетика входит в число быстро развивающихся направлений в мировой науке. Значительный прогресс был достигнут учеными в вопросах повышения безопасности АЭС нового поколения. Как вы можете в качестве эксперта оценить нынешнее состояние безопасности атомной энергетики, в особенности в свете планируемого строительства АЭС в Узбекистане? Какие технологии, разработанные российскими специалистами, будут применяться на АЭС нового поколения?
- Согласно достигнутым договоренностям, в Узбекистане будет построена АЭС в составе двух энергоблоков с реакторами ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый. Это энергоблоки нового поколения, т.н. поколения «3+», которые отличаются от своих предшественников высокой степенью надежности, простотой в управлении за счет полной автоматизации всего производственного цикла. При этом отсутствует отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Это достигается за счет того, что конструкция реактора представляет собой закрытую, герметичную капсулу, исключающую попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.Кроме того, конструкция реактора обладает высокой степенью сейсмологической устойчивости. Обращаю внимание на то, что реактор учитывает все требования МАГАТЭ в области безопасности.
- Считается, что атомная энергия является дешевым, безопасным и экологически чистым видом энергии. Насколько, по вашему мнению, безопасны АЭС нового поколения для экологии? Какие преимущества в этом плане есть у АЭС по сравнению с традиционными электростанциями – ТЭС, ГЭС?
- На этот вопрос могу ответить так. По сравнению с теплоэлектростанциями при получении электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях не образуются загрязняющие окружающую среду вредные вещества, такие как оксиды азота, серы и другие.
Внедрение атомной энергии минимизирует выбросы диоксида углерода в атмосферу, являющегося основным компонентом парниковых газов, оказывающих влияние на климатические изменения. В последние годы климат на Земле заметно меняется, повышаются уровни океанов, тают ледники и меняется характер атмосферных осадков. За последние 50 лет вследствие сжигания ископаемых видов топлива в нижних слоях атмосферы скопилось большое количество углекислого газа и других парниковых газов, которое стало оказывать воздействие на глобальный климат.
Как эколог отмечу, что Узбекистан относится к странам, наиболее уязвимым в отношении изменения климата. Темпы потепления превышают средние значения, наблюдаемые в глобальном масштабе. Практически по всей территории Узбекистана наблюдается значительное повышение температур воздуха, которое выше средних темпов потепления на 40%.
Климатические изменения в Узбекистане и в других странах Центральной Азии могут повлиять на количество и качество водных ресурсов, эффективность сельского хозяйства и состояние здоровья человека, а также усугубить существующие проблемы, такие как опустынивание и деградация экосистем и природных ресурсов.
По моему мнению, атомная энергетика играет ключевую роль в обеспечении реализации Парижского соглашения по климату, подписанного Узбекистаном 19 апреля 2017 года, в рамках которого было принято решение о принятии мер по недопустимости плюсового изменения температуры больше, чем на 1,5 градуса.
- В одной из своих публикаций вы упоминали, что сейчас идёт разработка проекта нового закона, который будет регулировать отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях, в котором предполагается учесть передовой зарубежный опыт и включить в него наиболее эффективные механизмы обеспечения безопасности граждан при использовании атомной энергии. Что это за механизмы? Какие изменения в плане законодательства по безопасному использованию мирного атома предполагаются?
- Любые изменения в обществе, реформы или нововведения в экономике, в том числе и энергетике, должны основываться на законодательной базе. Мы обратились к опыту зарубежных стран (Франция, Германия, Южная Корея, США, Литва, Украина, Россия, Беларусь, Казахстан и др.). Изучение этого вопроса показало, что многие страны имеют специальные законы, комплексно регулирующие вопросы использования атомной энергии.
Вопрос серьезный, и не зря в настоящее время 84 государства являются участниками Венской Конвенции о ядерной безопасности 1994 года, одним из основных требований которой является создание национальной законодательной базы для использования ядерной энергии и обеспечения безопасности при эксплуатации атомных объектов.
Узбекистан присоединился к Конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами и Соглашению об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Напомню, что 10 июля под председательством Президента ШавкатаМирзиёева состоялось совещание по вопросу строительства и эксплуатации АЭС, на котором также был поднят вопрос о необходимости создания нормативно-правовой базы в новой для нашей страны сфере. Начата разработка проекта закона «Об использовании атомной энергии», соответствующего требованиям МАГАТЭ, международным стандартам и практике наиболее развитых стран. Новый закон будет регулировать отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях. Основными принципами деятельности по использованию атомной энергии будут определены приоритеты защиты жизни и здоровья настоящего и будущих поколений, охраны окружающей среды, обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Эти вопросы имеют первостепенное значение и законом предусмотрено внедрение системы государственного регулирования в области использования атомной энергии. Будут обозначены права и обязанности организации, эксплуатирующей объект атомной энергии. Будет проведена большая работа по созданию государственной системы учета и контроля ядерных материалов республики и источников ионизирующего излучения.
Что касается площадки строительства и дальнейшего размещения АЭС, для защиты граждан и охраны окружающей среды в этом районе будет установлена санитарно-защитная зона и зона наблюдения, и, конечно же, специальный правовой режим.
- И последний вопрос. Исходя из вышесказанного, можно ли уже утверждать, что Узбекистан станет полноправным членом ядерного клуба?
- Я бы сказал так - делаются первые шаги на пути к членству в ядерном клубе!
Беседовал М. Джангиров
-
Просмотров: 3274