Учебные дисциплины специальности ЕАЭС рождаются из потребностей сегодняшнего дня
Одним из активных участников второго этапа межгосударственного проекта «IQ-клуб России и Казахстана: развитие экспертного диалога приграничных регионов Евразийского экономического союза» стал факультет международных отношений Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева - флагмана казахстанской высшей школы – в особенности кафедра регионоведения, которая запустила уникальный для евразийского пространства образовательный проект – подготовку регионоведов, специализирующихся на странах ЕАЭС.
Заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Айгерим Оспанова поделилась оценкой практических итогов деятельности экспертного IQ-клуба:
- Айгерим Нуралиевна, как бы вы оценили эффективность диалога экспертных сообществ России и Казахстана на уровне вузовской науки и в сфере высшего образования?
- Два-три года назад я и не предполагала, что буду иметь непосредственное отношение к подобным проектам и что наша кафедра станетэкспериментальной площадкой для апробации совместных российско-казахстанских образовательных программ. Но первые контакты с IQ-клубом – в первую очередь с главным редактором сайта Юрием Аршиновым и директором ИАЦ «Евразия–Поволжье» Мариной Лапенко –открыли лично для меня как для специалиста, для кафедры регионоведения, для наших студентов большие возможности научного и образовательного сотрудничества, обмена опытом, поездок.
Благодаря проектам, реализованным совместно с IQ-клубом, мы стали узнаваемыми не только в Казахстане, но и на евразийском пространстве. На сегодняшний день наша кафедра стала одной из активных площадок по построению российско-казахстанского экспертного диалога.
Вместе с ИАЦ «Евразия–Поволжье» (г. Саратов, РФ) мы провели три летних молодежных евразийских школ. Одну в сотрудничестве с экспертным клубом «Урал-Евразия» (г. Екатеринбург, РФ). Помимо этого, мы наладили сотрудничество с Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Республика Башкортостан, РФ). По приглашению башкирских коллег мы приняли участие в конференции, посвященной противодействию молодежному экстремизму, которая прошла недавно в Бишкеке.
Замечательно, что в последние два-три года появилось множество активно действующих площадок – в том числе Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг», которые содействуют экспертному диалогу и предоставля.т специалистам-международникам, регионоведам, политологам, журналистам возможность профессионального роста, открыва.т перед ними новые сферы деятельности и научных знаний. Например, я никогда не думала, что буду изучать процессы евразийской интеграции и в рамках этого направления исследовательской деятельности заниматься развитием новых образовательных и молодежных проектов.
Наша кафедра впервые в Казахстане начала реализовывать двухдипломную программу совместно с Томским государственным университетом. Специализация так и называется – страны ЕАЭС. Мы три года работали над этим проектом – прошли все этапы бюрократических согласований, подписали меморандум между университетами, между факультетами. В 2019 году на нашей кафедре состоится первый выпуск международников со специализацией страны ЕАЭС. Всего по этой специальности будет подготовлено восемь человек – шестеро из них в Казахстане.
Конечно, нам пришлось столкнуться с рядом трудностей при разработке учебных программ, поскольку после распада СССР образовательные системы России и Казахстана несколько разошлись – это притормаживает интеграцию в сфере образования, ее углубление. В Казахстане, как известно, был сделан акцент на присоединение к Болонскому процессу, в России – нет, это вызывает определенные трудности. Однако убеждена, что они преодолимы.
- Как зародилась идея подготовки международников с евразийской специализацией?
- Идея эта возникла как ответ на практический запрос. Углубляясь, благодаря организации экспертных площадок и участию в различных проектах, в евразийскую проблематику, мы начали осознавать нехватку специалистов по ЕАЭС. Есть специалисты-практики, работающие, к примеру, в таких структурах? как Евразийская экономическая комиссия, есть эксперты, исследующие отдельные аспекты сотрудничества в рамках ЕАЭС – например, в сфере торговли, безопасности, транспорта и логистики. Но специалистов, обладающих всем комплексом необходимых знаний по евразийской интеграции, нет.
Какие учебные курсы изучаются в рамках этой программы? В первую очередь, это внешняя политика, история, экономика всех государств-членов ЕАЭС. Отдельные дисциплины рождаются буквально из потребностей сегодняшнего дня. К примеру, недавно мы утвердили тему магистерской диссертации «Внешний контур взаимодействия ЕАЭС» - причем с акцентом на странах, которые, несмотря на географическую отдаленность, тем не менее, заинтересованы в торгово-экономическомсотрудничествес ЕАЭС. То есть идеи учебных дисциплин появляются по мере нашего продвижения вперед.
- Айгерим Нуралиевна, вы провели целую серию молодежных евразийских школ. Как бы вы оценили степень заинтересованности студенческой молодежи в тематике евразийской интеграции?
- Интерес есть, и очень высокий, что подтверждается массой поступающих заявок для участия в школах. Отмечу, что помимо получения теоретических и практических знаний студентов привлекает возможность пообщаться с ровесниками из стран ЕАЭС, подружиться с ними, обзавестись контактами, расширить горизонты возможностей для себя. К примеру, я уже встречаю слушателей наших евразийских молодежных школ на других площадках. Таким образом, благодаря таким проектам, как наша школа, формируется евразийское студенческое сообщество, в рамках которого студенты стран ЕАЭС обмениваются информацией о грантовых программах, о возможности участия в международных проектах. Я уверена, что дружба, завязавшаяся между молодыми людьми на евразийских молодежных школах, станет для них важным ресурсом для профессионального, научного, творческого и карьерного роста
Я наблюдаю, как растут мои ребята, участвую в международных образовательных программах. К примеру, наш студент, выбравший специализацию страны ЕАЭС, вернувшись из Томска, где действует аналогичная программа, поделился своими впечатлениями, как строится образовательный процесс в Томском государственном университете. Примечательно, что наши российские коллеги делают акцент на практических аспектах подготовки студентов и некоторые дисциплины у них ведут специалисты-практики. Например, курс по миграционным процессам в рамках ЕАЭС у них читает действующий сотрудник миграционной полиции. Полагаю, это ценный опыт и для нашей кафедры.
Также мы используем экспертные площадки как возможность для наших студентов пообщаться с зарубежными специалистами. Кто, как не эксперт из Кыргызстана или Узбекистана, глубже всего знает ситуацию в своей стране и расскажет о ней?
- Вы готовите международников в сфере евразийской интеграции. А нет ли потребности в подготовке студентов с узкой специализацией? Например, юристов, специализирующихся на таможенном законодательстве ЕАЭС, или экономистов. Вероятно, это своего рода вызов для системы образования?
- Безусловно, такая потребность сегодня ощущается. Необходимой для подготовки узких специалистов базы и инфраструктуры у нас пока нет, тем не менее, мы готовы включить в образовательные программы соответствующих спецкурсы. Например, недавно я познакомилась, пожалуй, с лучшим в Казахстане специалистом в сфере трудовой миграции и в трудовых спорах Айнур Надировой, автором монографии «Гармонизация трудового права в условиях евразийской региональной интеграции». Безусловно, такие специалисты представляют для нас большой интерес.
Также есть острая необходимость в юристах, специализирующихся на гражданском праве, спорах хозяйствующих субъектов в ЕАЭС и т.д. Конечно, подготовка специалистов подобного профиля представляет определенные сложности, посколькуэта специализация находится на стыке экономики и юриспруденции. Но это трудности роста, которые, на мой взгляд, преодолимы.
Беседовала Жанар Тулиндинова
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
-
Просмотров: 1887