Бизнес России и Казахстана видит в западных санкциях стимул к наращиванию двустороннего взаимодействия

«Содружество народов Евразии» и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области провели 25 марта 2022 г. в г. Оренбурге Международную экспертную площадку «Перспективы торгово-экономических отношений России и Казахстана в новых условиях».

Для оценки изменившейся ситуации и путей адаптации национальных экономик к внешнему санкционному давлению собрались руководство и члены бизнес-объединений приграничных регионов двух стран, экспортеры, представители инфраструктуры поддержки предпринимательства, МИДа России, Торгового представительства РФ в Казахстане, прокуратуры, областных органов власти, ученые и эксперты.

От лица организаторов работу площадки открыл председатель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия), а с приветственным словом к участникам обратился советник Генерального секретаря Союзного государства России и Беларуси Юрий Мищеряков (г. Москва, Россия).

Модератор заседания, эксперт АНО «Содружество народов Евразии» Денис Денисов (г. Оренбург, Россия) отметил, что в условиях глобализации, тесного переплетения и взаимозависимости национальных экономик во всем мире новые односторонние санкции Запада против России и Беларуси объективно влияют не только на адресатов, но бьют по самим инициаторам и неизбежно затрагивают третьи страны. Запреты на ввоз продукции и блокирование портов, отключение российских банков от западных систем взаимных расчетов нарушили естественные географические маршруты доставки европейских товаров в Центральную Азию, привело к выпадению товарных позиций и дефициту, вызвало сложности с платежами и т. д. В результате цены на продукты питания в Узбекистане и Таджикистане выросли до 10–15 %, а на промышленные товары до 30 %, при том, что эти страны не входят с Россией и Беларусью в Евразийский экономический союз и даже не имеют с ними общей границы.

Напротив, для участников ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России) последствия санкций оказываются мягче благодаря отсутствию между ними внутренних таможенных пошлин, упрощенным единым процедурам перемещения товаров и наработанным за 7 лет механизмам проведения согласованной экономической политики. При этом единое экономическое пространство и общие рынки изначально строились ими под внешними ограничениями: Беларусь работает под западными экономическими санкциями с 2012 г., Россия с 2014 г., а договор о ЕАЭС запущен с 2015 г. И все достижения Союза (с ростом взаимной торговли в 2021 г. на 31,9 %) достигнуты вопреки внешнему санкционному давлению.

Наличие инструментов принятия коллективных решений позволяет странам ЕАЭС гибко реагировать на новые вызовы, оперативно перестраивая таможенное и нетарифное регулирование к изменившимся условиям в интересах бизнеса и граждан. Это ярко проявилось в условиях пандемии, с началом которой уже в марте 2020 г. Евразийская экономическая комиссия обнулила таможенные пошлины на ввоз во все страны Союза основных продуктов питания, средств индивидуальной защиты, дезинфекции, медицинских изделий и оборудования для избежания дефицита товаров первой необходимости и эффективной борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

Заведующая сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН Елена Кузьмина (г. Москва, Россия) добавила, что после введения западных санкций Совет ЕЭК также оперативно в марте 2022 г. принял ряд первоочередных мир по повышению устойчивости экономик, которые охватывают 4 крупных блока.

Первый из них предусматривает перестройку таможенного, нетарифного регулирования и введение защитных мер: снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот на товары критического импорта; принятие единых мер нетарифного регулирования в отношении экспорта отдельных видов товаров для сохранения целостности внутреннего рынка Союза; сокращение сроков и упрощения таможенных операций. В частности, для устранения дефицита на потребительском рынке, обеспечения бесперебойной работы и загрузки производств обнулены импортные таможенные пошлины на ввоз в ЕАЭС товаров по 458 позициям: продовольствия, сырья и товаров для социально значимых отраслей (пищевой, фармацевтической, металлургической, химической, легкой промышленности, транспорта и строительства).

Второй блок мер касается внутреннего рынка и кооперации: формирования новых логистических цепочек; стимулирования взаимных инвестиций; оптимизация процедуры регистрации лекарственных средств и медицинских изделий; ускоренного формирования комплекса мер по полноценной цифровизации государственных закупок.

Третий блок мер затрагивает финансовые и валютные рынки: расширение использования национальных валют при осуществлении расчетов во взаимной торговле, обеспечение взаимодействия национальных систем передачи финансовых сообщений; ускоренное формирование Евразийской перестраховочной компании.

Четвертый блок предполагает развитие международного экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями: заключение соглашений об устранении технических барьеров и проработку механизмов расширения торговли с ключевыми партнерами.

Вместе с тем, внешнее санкционное давление объективно подталкивает Россию и Казахстан и к наращиванию двустороннего товарооборота, взаимному участию в программах импортозамещения, выстраиванию новых цепочек промышленной кооперации, транспортно-логистических маршрутов перед лицом новых вызовов.

Так, специалист Торгпредства РФ в Казахстане Ангелина Первых (г. Нур-Султан, Казахстан) отметила возросший интерес к созданию совместных предприятий и локализации российского производства на территории РК, где действуют 13 специальных экономических и 22 индустриальные зоны с льготными налоговыми режимами и готовой промышленной инфраструктурой.

С другой стороны, для казахстанских производителей открываются возможности занятия в России освободившихся ниш западных товаров. Начальник Управления внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области Александр Дяченко (г. Оренбург, Россия) сообщил, что в регионе создан Центр импортозамещения, готовится список потребностей местных предприятий в поставках сырья, комплектующих и оборудования, которые могут заместить, в том числе, и предприятия Казахстана, формируя кластерную основу для развития малых производств.

Президент Торгово-промышленной палаты Оренбургской области Олег Авдеев (г. Оренбург, Россия) подчеркнул, что в условиях санкций казахстанский бизнес занял не выжидательную, а активную позицию, резко увеличив количество коммерческих предложений на поставку в регион различных товаров. Закладываются предпосылки для дальнейшего наращивания взаимной торговли России и Казахстана, но для этого нужно оперативно и максимально снять остающиеся административные барьеры. В частности, предприниматели Оренбуржья давно поднимают вопрос об оснащении всех пунктов пропуска через государственную границу России и Казахстана инспекционно-досмотровыми комплексами для ускоренной процедуры их прохождения без выгрузки товаров или оставления в кузове досмотрового коридора с недогрузом.

Заместитель директора Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов (г. Актобе, Казахстан) считает необходимым для эффективной проходимости товаров на пунктах пропуска разделить на российской стороне полосы для легкового и грузового автотранспорта, что уже сделано с казахстанской стороны границы.

Председатель Клуба импортеров и экспортеров Оренбургской области Анна Беркутова (г. Оренбург, Россия) полагает, что в условиях выстраивания общих рынков в ЕАЭС давно назрела потребность в обеспечении реального допуска предпринимателей России и Казахстана к государственным тендерам друг друга, который пока нередко ограничивается требованиями местной составляющей, наличия сертификатов национального происхождения товаров. Также она обратила внимание на случаи непринятия в Казахстане нотариально заверенных в России документов и их переводов на национальный язык, при которых приходится проходить эту процедуру в республике повторно. По ее мнению, в новых условиях также необходимо расширить подготовку, в том числе ускоренную, специалистов в области внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, юристов-международников, логистов, переводчиков. Следует проработать вопрос о развитии в Оренбургской области сети обменных пунктов с тенге на рубли, привязанных к объектам транспортной инфраструктуры, гостиничного бизнеса, центров медицинских услуг с высокой проходимостью граждан Республики Казахстан.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктор Коршунов (г. Оренбург, Россия) выразил готовность обобщить все прозвучавшие на площадке предложения и довести их через бизнес-омбудсмена РФ до главы государства. Он также взял на контроль обращение казахстанских партнеров о помощи в вывозе из России сельхозпродукции по ранее заключенным контрактам.

В ходе работы площадки предприниматели двух стран проявляли активное стремление и к установлению новых деловых связей. Так, председатель Ассоциации дизайнеров и портных Актюбинской области Куляш Бакишева (г. Актобе, Казахстан) ищет партнеров для открытия в Оренбуржье магазинов одежды казахстанского производства. Председатель Ассоциации предпринимателей Западно-Казахстанской области Болат Сарсенов (г. Уральск, Казахстан) хотел бы наладить сотрудничество между объединениями ремесленников в сопредельных регионах. А член Совета деловых женщин Палаты предпринимателей Западно-Казахстанской области Оксана Дементиевская (г. Уральск, Казахстан) нацелена установить контакты с женским бизнес-объединением Оренбуржья, особенно в плане изучения накопленного в России большого опыта социального предпринимательства. Все запросы о сотрудничестве нашли заинтересованных партнеров в Оренбургской области, которые обменялись контактами для проработки конкретных форматов взаимодействия.

В свою очередь, оренбуржцы пригласили зарубежных коллег принять участие в заседании Российско-Казахстанского делового совета, которой пройдет в г. Оренбурге в первой декаде октября 2022 г. в рамках XVIII Форума межрегионального сотрудничества РФ и РК. В этой связи секретарь Представительства МИД России в Оренбурге Андрей Хибаков предложил региональным властям и бизнес-сообществу двух стран помощь в доведении всех предложений до высшего руководства РФ для формирования повестки заседания и предварительной проработки всех инициатив в профильных ведомствах, чтобы выйти на Форум уже с проектами конкретных международных соглашений.

В целом обоюдный интерес бизнеса России и Казахстана создает предпосылки для дальнейшего развития их взаимного товарооборота, который в прошлом году вырос на рекордные 34,4 % до 25,6 млрд. долларов.

Просмотров: 7657