Задача вузов - научить думать

На минувшей неделе в Уфе, Нур-Султане и Бишкеке состоялись очные мероприятия второго этапа Международного молодёжного форсайта «Концепция противодействия экстремизму».

Одним из приглашенных гостей казахстанского блока трёхсторонней форсайт-сессии стал кандидат исторических наук, политолог Андрей Сергеевич Шенин.

В своей интенсив-лекции для студентов Евразийского национального университета и курсантов Костанайской академии МВД РК эксперт рассказал о вузовских механизмах профилактики экстремизма, а также подробно описал необходимость унификации и разграничения понятий «радикализм» и «экстремизм». В перерыве молодёжно-экспертной встречи спикер дал интервью Центру «Берлек-Единство, в котором обозначил факторы распространения экстремизма и описал потенциальные инструменты противодействия этому явлению.

- По данным правоохранительных органов в последние годы в странах Центральной Азии и в России активизируются националистические движения. По вашему мнению, с чем связан рост числа преступлений экстремистско-националистического характера? 

- Рост агрессии всегда связан с бедностью и неустроенностью в жизни. Огромный провал между бедными и богатыми, коррупция, криминал – все это порождает необходимость поиска виновных, и если один отдельный человек понимает, что в этом не виноват какой-то этнос или представители другой страны, то толпа ведет себя совершенно иначе.

Один харизматичный лидер, который вслух, пусть натянуто, пусть неправильно, но даст ответ на вопрос «кто виноват» и пустит эту идею в общественный дискурс, может легко направить павших духом людей в сторону экстремистско-националистической агрессии, обещая им светлое будущее. Например, в России, на мой взгляд, рост преступлений связан исключительно с экономикой, причем я бы не отделял экстремистско-националистические от общей массы – в целом преступлений стало больше.

- Выступая для студентов-слушателей, вы упомянули про вузовские меры профилактики экстремизма. Какую роль играют образовательные учреждения в вопросах противодействия экстремизму? Можно ли утверждать, что вузам отводится главная роль в этом вопросе?

- Одна из ведущих. Вузы – это кузницы кадров для экономики. Талантливые кадры выступают единственным ресурсом, способным и экономику поднять, и бедность ликвидировать, и безграмотность, и сформировать грамотную политику, в которой не найдется места экстремизму. Примеров в истории масса.

И поэтому, задача вузов – образовывать не только в плане специализации, но и в умении думать, чтобы выпускники умели отделять зерна от плевел и критически оценивали любые идеи, которые стремятся положить им в головы не в меру ретивые агитаторы различных экстремистских идей.

- В ходе трёхстороннего форума один из экспертов уфимского блока отметил, что народы России и стран Центральной Азии долгое время жили вместе, что уже может быть барьером этническим конфликтам и националистическому экстремизму. Вы согласны с этим тезисом?

- Во многом, да, несомненно. Как может вырасти этнический или националистический конфликт в смешанных браках? Нет, конечно, бытовые упреки и насмешки имеют место, но это не конфликт. Взаимосвязанная экономика – тоже фактор. Наиболее агрессивные люди могут сказать что-то в духе «заграница нам поможет», «все отнять и поделить», «разрушить и начать с нуля» - но правды в этих фразах нет.

- В наших проектах мы пытаемся привить компетенции и навыки профилактики экстремизма самими молодыми людьми (несмотря на то что профилактика на них и ориентирована). Могут ли молодые люди распространять антиэкстремистские позитивные нарративы в профилактическом ключе, или это всё же задачи экспертов, вузов, общественности? 

- По большей части это могут делать те молодые люди, которые заняты в общественной и пропагандистской деятельности – активисты партий, общественных организаций, студенческих клубов. Остальным можно объяснить в здравом ключе, что хорошо и что плохо, однако окружение или друзья их легко направят в сторону ненужной агрессии. Что мы можем сделать – так это заложить здравое зерно критического мышления, научить их размышлять и принимать решения самостоятельно. Плюс ко всему, вузы и экспертные встречи -  это международная среда. Здесь легко показать, что хорошее образование и международные связи дают намного больше преимуществ, чем минутная агрессия и удовлетворение от того, что нашли якобы виноватого во всех проблемах.

andrey shenin

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»
Просмотров: 11268