ЕАЭС-2020: Достижения, вызовы и перспективы

В рамках международного информационно-просветительского проекта «Евразийский Мост» директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Ашотовна Барсегян представила доклад «Евразийский экономический союз: вызовы пандемии COVID-19 и перспективы развития ЕАЭС».

ЕАЭС – молодое объединение, в 2019 году мы отмечали 5-тилетие со дня подписания договора о его создании. Однако развивается Евразийский экономический союз по общемировым меркам достаточно быстро. Тот путь, который Европейский Союз прошел за полувековой период, евразийская интеграция преодолела практически за 5 лет.

У ЕАЭС с ЕС много общего. В определенной мере Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выполняет подобные Европейской комиссии функции. ЕАЭС ориентируется не только на европейский опыт, но также и на опыт других объединений – АСЕАН, Меркосур и др. Также мы провели специальное исследование об уровне интеграции в ключевых мировых объединениях и строим логику развития ЕАЭС учетом лучшего опыта. Главный вывод на сегодня – Евразийский интеграционный проект можно констатировать, как состоявшийся.

В первую очередь, проект состоялся институционально. Работа органов ЕАЭС хорошо отлажена и органично встроена в системы государственной власти всех пяти стран. Все решения носят прямой характер и успешно исполняются. Налажена правоприменительная практика. Как результат взаимодействия комиссии государств-членов по каждой из сфер – мы постепенно движемся к намеченным в 2014 году ориентирам.

Остановлюсь на наиболее важных переменах в регулировании экономической жизни нашего союза, прошедших за последнее время.

Таможенные тарифы и техническое регулирование

На наших внутренних границах отменен таможенный контроль, действует единый таможенный тариф и единые меры защиты рынка. С момента запуска интеграционных процессов нам удалось существенно снизить средневзвешенную ставку единого таможенного тарифа ЕАЭС. За последние годы она снизилась с 9,3% до 4,79%.

Действует единая система технического регулирования. На данный момент в ЕАЭС принято 48 технических регламентов, из них 43 уже вступили в силу, ими регулируются 85% продукции на рынке союза. Это делает техническое регулирование в рамках ЕАЭС предсказуемым, поскольку перечень товаров, в отношении которых действует или будет действовать технический регламент, уже определен и не будет расширен.

Другой важный момент заключается в том, что наши технические регламенты основываются на лучших зарубежных практиках. Главная их цель – защита жизни и здоровья граждан.

Большим шагом вперед в плане регулирования движения товаров стал запуск с 1 января 2017 года нового таможенного кода ЕАЭС.

Фармацевтика

Что касается уже ощутимых успехов, важно отметить создание общего рынка фармацевтики, который начал работать с 2017 года. Этот рынок весьма велик, а объем взаимной торговли фармацевтической продукции в ЕАЭС эквивалентен половине миллиарда долларов.

Суть общего рынка заключается в том, что в союзе начинают действовать единые требования для лекарственных препаратов, правила их регистрации и экспертизы. Лекарства, зарегистрированные по союзным правилам, получат право свободного обращения на территории всего союза, что особенно важно с учетом объема рынка фармацевтики.

Введены единые реестры. В частности, зарегистрированных лекарственных средств, уполномоченных лиц производителей лекарственных средств.

Рынок услуг и капитала

Существенный прогресс был достигнут в части обеспечения свободы передвижения услуг. Это один из самых быстрорастущих секторов экономики.

Сегодня уже 53 сектора услуг функционируют в формате единого рынка. Большие планы у союза по обеспечению до 2025 годы свободы движения капитала. В странах ЕАЭС при содействии ЕЭК проводится работа по гармонизации законодательства в финансовой сфере, по формированию общего биржевого пространства, определению направления интеграции национальных платежных систем.

Финансовый рынок, технологии и промышленность

Мы строим общий финансовый рынок союза. В прошлом году утверждена его концепция. Принципы, заложенные в концепции, позволят обеспечить свободное движение капитала и финансовых услуг, активизировать инвестиционное сотрудничества.

Высокий уровень интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС подразумевает также координацию с политикой государств в ключевых сферах экономики. Так, в сфере промышленной политики мы переходим к практическим механизмам его реализации путем создания евразийских технологических платформ, инструментов инновационной инфраструктуры.

В ЕАЭС утверждено 16 таких платформ. В таких сферах, как космос, медицина, добыча природных ресурсов, экология и другие.

В сфере развития общего аграрного рынка совместно с государствами-членами формируются общесоюзные среднесрочные прогнозы развития АПК, спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции.

Цели и стратегии

Понимание необходимости адаптации союза под меняющуюся экономическую реальность подтолкнуло наших лидеров обозначить новые интеграционные ориентиры, и в конце 2018 года главы государств-участниц ЕАЭС приняли Декларацию о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Ее положения открывают возможности взаимодействия в таких сферах, как атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, экология, медицина, космос, туризм, спорт, межрегиональное и приграничное сотрудничество.

В мае текущего года главы государств ЕАЭС в целом одобрили Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. На высоком уровне мы провели заседание рабочих групп. И мы надеемся, что в декабре этого года полностью утвердятся данные стратегические направления.

Сами стратегические направления включают общие положения – 330 мер и механизмов, сгруппированных в 11 системных блоков. Стратегия разработана как документ, который пошагово раскрывает положения декларации, конкретизируя работу по целому ряду направлений.

В стратегию заложены механизмы завершения формирования общих рынков без барьеров, ограничений, сформулированы подходы по развитию новых направлений совместной инвестиционной, инновационной деятельности, заложены ориентиры для создания совместного производства высококонкурентной продукции. Эти меры призваны также увеличить долю ЕАЭС в мировой торговле.

В сложившейся ситуации, связанной с пандемией, замедлением роста мировой экономики, новыми дисбалансирующими вызовами, есть необходимость действовать сообща, максимально реализуя все возможности интеграции.

Уже имеющийся опыт функционирования ЕАЭС в условиях глобального экономического кризиса показал важность принятия совместных мер, а также расширения интеграционного взаимодействия.

Стратегия охватывает все экономические сферы, которые были заложены в договоре о ЕАЭС, и в каждой из этих сфер предполагается дальнейшее развитие с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также новых тенденций.

Планируется формирование общего биржевого товарного рынка ЕАЭС. Несмотря на функционирование таможенного союза, остается достаточно большое количество изъятия из единого таможенного тарифа. И этому вопросу тоже уделено внимание в стратегии.

Реализация стратегии придаст достаточно серьезное развитие единой системе транзита товаров ЕАЭС, что позволит ускорить и повысить прозрачность совершения таможенных операций.

Сейчас в рамках союза функционирует единый рынок услуг. Вместе с тем, нашей целью является обеспечение функционирования единого рынка услуг в большом количестве секторов. Планируется, что к 2025 году единый рынок услуг охватит как минимум 63 сектора. В стратегии мы предусматриваем дополнение к перечню секторов услуг, которые будут переводиться в соответствии с планами либерализации в единый рынок, а также проработку целесообразности гармонизации регулирования ключевых секторов услуг в государствах-членах. Функционирование единого рынка услуг повысит деловую активность и станет основой устойчивого развития наших стран.

Реализация стратегии позволит существенно продвинуться в формировании единого финансового рынка. Создание единого финансового рынка намечено на 2025 год. До этого будет также рассмотрен вопрос о создании рейтингового агентства.

Стратегия направлена на обеспечение формирования условий улучшения инвестиционного климата и увеличение объемов финансирования промышленных комплексов. Существенным и одним из наиболее чувствительных вопросов в развитии ЕАЭС остается формирование общих рынков энергоресурсов – он также нашел отражение в документе.

Для наших граждан, для их трудоустройства на пространстве ЕАЭС планируется запустить унифицированную систему поиска работы и рассмотреть вопрос создания евразийской электронной биржи труда.

Наиболее востребованным на рынке труда профессиям будут подготовлены предложения к профессиональной квалификации работников.

Особенно актуальным в условиях падения экономической активности, вызванных пандемией, становится содействие экономическому развитию государств-членов ЕАЭС. Реализация этого направления предоставляется не только в выработке гибких механизмов такого содействия, но и в увеличении промышленного производства. В стратегии как раз большая глава посвящается этой тематике.

В качестве одной из задач функционирования ЕАЭС является выпуск конкурентоспособной продукции, что требует внедрения новейших технологий.

В условиях ограниченности импорта это просто невозможно без собственной передовой научно-технической базы, развитие которой также предусматривается стратегическими направлениями.

В стратегии предусмотрены также меры по расширению компетенций союза в области образования, здравоохранения, туризма, спорта. Помимо сфер, по которым сотрудничество было предусмотрено договором о ЕАЭС, в стратегии предусматривается развитие взаимодействия в рамках цифрового пространства, цифровых инфраструктур и экосистем.

Отдельным блок стратегии посвящен институциональным преобразованиям, направленными на повышение эффективности деятельности комиссии, повышение эффективности деятельности судебной системы, широкое вовлечению граждан, общественных объединений.

Мы считаем, что данное направление развития имеет важную роль. От степени доверия и поддержки интеграционных стратегий гражданами определяется успех объединения. При этом граждане должны понимать, как функционирует союз, как союз влияет на их жизнь и каким образом сами граждане могут влиять на происходящие процессы.

При этом стратегия важна не только с экономической, но и с политической, социальной точек зрения. Большое значение уделено мерам консолидации граждан государств союза и повышению благосостояния и качества жизни. С учетом текущих вызовов, в том числе в связи с пандемией еще большее значение приобретают положения стратегии по обеспечению доступности для граждан государств-членов ЕАЭС современных достижений в сфере здравоохранения. Мы понимаем, что это одно из важнейших направлений. Также бесплатная медицинская помощь трудящимся мигрантам, реализация совместных научных исследований, инновационных подходов, инициатив и кооперационных проектов в лечении, диагностике и профилактике инфекционных заболеваний.

Таким образом, только комплексная реализация стратегический направлений обеспечит реализацию основных целей союза, а также стабильное экономическое развитие государств-членов, основанное с учетом мировых тенденций на инновационных подходах кооперации, цифровизации. Кроме того, необходимым условием успехов в работе является тесное сотрудничество с комиссией, с национальными правительствами и центробанками сторон.

Внешний вектор ЕАЭС

Ведется активная работа по развитию ЕАЭС также на внешнем треке. Союз не замыкается только лишь на внутренней повестке. Помимо развития интеграции внутри, ЕАЭС ведет активную международную деятельность. Мы открыты к диалогу, в разных форматах уже взаимодействуем с зарубежными государствами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями различных регионов мира.  

Заработала зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. 1 октября 2019 года подписаны первые соглашения из пакета всеобъемлющей торговой сделки между государствами ЕАЭС и Сингапуром, ЕАЭС и Сербией. Действует временное соглашение с Ираном, ведущее в перспективе к формированию зоны свободной торговли. Подписаны торговое экономическое соглашение о сотрудничестве с Китаем. Комиссия взаимодействия с правительствами более десятка стран в формате меморандумов – Чили, Перу, Монголия, Греция, Камбоджа, Марокко, Иордания.

Также ЕЭК развивает сотрудничество с различными профильными международными структурами. Уже заключено около 40 меморандумов о взаимодействии. В рамках заключенных меморандумов мы организуем совместно с партнерами проведение рабочих групп и бизнес-форумов, приглашаем не только представителей государств-членов, но и представителей бизнеса. На основе проведенных рабочих групп, бизнес-форумов нами подготавливаются планы действий, на основе которых мы активизируем работу и выявляем те направления, по которым мы можем достичь реальных результатов.

Более тесное взаимодействие союз готов развивать с государствами, имеющими статус наблюдателя. Первой страной, которой был предоставлен статус наблюдателя стала Республика Молдова. В повестке Узбекистан и Куба. Мы надеемся, что после одобрения эти страны получат статус наблюдателя. Сейчас проводится экспертная работа с нашими государствами-членами.

Мы также сотрудничаем с интеграционными объединениями. Первым нашим партнером стало старейшее объединение Латинской Америки – Андское сообщество. В ноябре 2018 года в присутствии глав-государств подписан меморандум между ЕЭК и АСЕАН. 24 октября 2019 года в рамках саммита Россия-Африка ЕЭК организовал диалог с комиссией африканского союза, также развиваем связи с Шанхайской организацией. У нас почти готов проект меморандума, и мы надеемся, что до конца года он будет подписан.

Обширная география международных контактов ЕАЭС практически не охватывает Европейский союз. Официального диалога нет. Ограничиваемся лишь контактами на техническом уровне по узкому кругу вопросов, и это на фоне значительного сокращения объемов торговли. Союз со своей стороны готов к дискуссии и на высоком, и на экспертном уровне. Такая дискуссия необходима, в первую очередь бизнес этого требует. В условиях отсутствия прямого диалога с ЕС, мы развиваем двусторонние треки со странами ЕС. В 2017 мы подписали совместную декларацию о сотрудничестве с Грецией и провели бизнес-форум в Афинах. В 2018 году ЕЭК подписал меморандум о сотрудничестве с Фарерскими островами. Позитивные сигналы исходят из Германии, Словакии, Чехии, Италии, ряда других европейских государств. В странах регулярно проходят конференции и семинары по евразийской тематике. Бизнес отдельных стран на уровне Европейского союза понимает необходимость начала диалога союзов. Именно благодаря бизнесу набирает оборот технический диалог. По вопросам о взаимодействии с ЕАЭС многие наши европейские партнеры действуют с оглядкой на официальный Брюссель. К сожалению, до сих пор от Брюсселя никаких официальных сигналов нет.

Вызовы COVID-19

Евразийская экономическая комиссия эффективно реагирует на возникающие современные угрозы – распространение коронавирусной инфекции. Правительства государств-членов ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия продолжают работать над новыми совместными мерами по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции, содействуя экономическому развитию в условиях пандемии.

Так в марте 2020 комиссией принято решение, которое предусматривает освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории ЕАЭС. Решение распространяется прежде всего на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды медицинского оборудования и материалы.

Также Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставлялась тарифная льгота в виду освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государство-члена союза ЕАЭС на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

В перечень вошли отдельные хозяйственные и продовольственные товары, а также отдельные готовые лекарственные средства. Угроза пандемии и повсеместные действия различного ограничения явились серьезным вызовом и еще раз показали, что совместными усилиями можно противостоять современным угрозам.

Организатором лекции выступил Информационно-аналитический Центр МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru и при поддержке Фонда президентских грантов.

Просмотров: 13629