Вузы России и Узбекистана готовы развивать сотрудничество на классической и цифровой основах

Об этом было сказано 27 февраля в Самарканде (Узбекистан) на Международном круглом столе «Форматы и направления сотрудничества вузов России и Узбекистана в сфере подготовки квалифицированных кадров».

Мероприятие прошло на площадке Самаркандского государственного университета при поддержке Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» и Центра евразийских исследований Национального исследовательского Томского государственного университета. Участие в круглом столе принимали представители вузов, производственники, учёные, представители органов власти.

Перед Россией и Узбекистаном стоят сходные задачи реформирования системы высшего образования с целью максимального соответствия кадровым потребностям социально-экономического развития стран. При этом модернизация вузовской системы должна учитывать как современные тенденции глобального технологического развития, так и приоритеты национальных реформ. Значительную роль в этом направлении страны отводят расширению международного взаимодействия вузов — не только обмену опытом, но и объединению ресурсов высшей школы в рамках совместных программ подготовки, фундаментальных и прикладных исследований для решения общих задач форсированной трансформации.

Приоритетом деятельности государства в Республике Узбекистан является повышение доступности высшего образования для населения. Так, в Самаркандском государственном университете количество студентов резко выросло за последние годы и сейчас составляет 18 тыс. чел., при этом стратегической целью является довести контингент вуза до 35 тыс. студентов. Все это делает архиважной задачу подготовки преподавательских кадров для высшей школы, в том числе через развитие сотрудничества с зарубежными вузами на уровнях магистратуры и аспирантуры.

Специфика СамГУ — это решение создать отдельный факультет международных образовательных программ. Партнеры факультета по совместным программам — вузы России, Китая, Южной Кореи, Израиля, Германии и США. В планах факультета — развитие совместных программ магистратуры: набор больших групп, которые бы получали общепрофесиональную подготовку в СамГУ, а на втором году совместных программ проходили специализацию малыми группами в различных вузах-партнерах.

В Томском госуниверситете в свою очередь широко внедряются новейшие методы подготовки студентов. Так, рынок труда быстро и часто обновляется, причём трудно предсказуем; следствием этого для образовательной системы становится разрыв между теорией и практикой, быстрое устаревание теории. Образовательными «ответами» философского факультета ТГУ на эти вызовы являются фокус на подготовке людей для исследовательской работы; модульность при построении образовательных программ (возможность быстро их переструктурировать в соответствии с внешними запросами, делать программу более рентабельной, индивидуализировать обучение); практикоориентированность (работодатели являются обязательными участниками образовательного процесса как заказчики, как рецензенты, как преподаватели).

Во вступительном слове модератор круглого стола от узбекской стороныпроректор по международному сотрудничеству Самаркандского государственного университета Мухтор Насиров отметил огромное внимание, которое руководство Узбекистана уделяет реформированию высшего образования страны. Модератор круглого стола от российской стороны,руководитель Центра евразийских исследований Томского государственного университета Сергей Юн в своём выступлении указал, что перспективными направлениями сотрудничества между российскими и узбекскими вузами являются не только «классические» программы обмена, совместные программы и исследования. ТГУ готов делиться своим опытом и технологиями, в том числе с вузами Узбекистана. Это касается не только образования и науки (например, электронное и дистанционное обучение, внедрение инновационных образовательных технологий, развитие компетенций по анализу больших данных и др.), но и управления университетом (анализ ситуации, разработка стратегии развития, формирование команд развития, управление репутацией, выход на новые рынки и т.д.).

Доцент кафедры прикладной газовой динамики и горения физико-технического факультета Томского государственного университета Евгений Борзенко в качестве важных образовательных элементов подготовки на факультете отметил привлечение студентов бакалавриата к выполнению научно-исследовательской работы начиная уже с третьего курса. В вузе налажена системапрохождения производственных практик (до двух месяцев) на предприятиях Томской области и других регионов. Студентов мотивируют участвовать в различных научных конкурсах («Я-Профессионал», хакатоны, конкурсы промышленных партнеров — например, ПАО «СИБУР Холдинг» или АО «ТАУРАС-ФЕНИКС»). Эксперт предложил в качестве перспективного направления сотрудничества наладить систему практики на предприятиях Узбекистана не только студентов, учащихся по совместным программам, но и тех студентов из РУз, которые напрямую поступили и учатся в российских вузах.

И.о. декана факультета исторических и политических наук Томского государственного университета Жанна Рожнева предложила рассматривать факультет университета как лабораторию, в которой важными точками роста могут выступать новые образовательные проекты. В качестве примеров таких проектов она перечислила проект «ядро бакалавриата» (единая система обучения универсальным навыкам студентов разных направлений в первый период обучения в вузе), тьюторство, Problem Based Learning (PBL) по модели университета Маастрихта. Для ориентации на потребности рынка труда и взаимодействия с абитуриентами, выпускниками и работодателями эксперт предложила создавать аналитические исследовательские группы в качестве факультетских сервисов.

Декан факультета экономики Самаркандского государственного университета Баходир Сафаров представил приоритеты подготовки кадров для экономики Узбекистана. Прежде всего он отметил важность широкого выпуска специалистов по экспортной деятельности предприятий для обеспечения задач активного выхода отраслей Узбекистана на новые рынки сбыта. Во-вторых, эксперт отметил необходимость внедрения образовательных программ по цифровой экономике. В-третьих, Баходир Сафаров указал на актуальность для Узбекистана массовых курсов по предпринимательству, с помощью которых можно развивать малый бизнес в стране.

Подводя итоги круглого стола, проректор СамГУ Мухтор Насиров отметил важностьустановления тесных горизонтальных связей между факультетами вузов России и Узбекистана. Он подчеркнул, что для Самаркандского государственного университета развитие связей с российскими вузами является приоритетом, и предложил Томскому государственному университету открыть точку присутствия в Узбекистане на базе СамГУ.

Просмотров: 1820