Межпарламентское взаимодействие – основа развития двусторонних отношений между Россией и Кыргызстаном
В Бишкеке обсудили вопросы межпарламентского сотрудничества между Кыргызстаном и Россией. Экспертное заседание, организованное Клубом региональных экспертов КР «Пикир» прошло 10 июля.
Стоит отметить, что сегодня наблюдается активное движение к наращиванию темпов сотрудничества между Кыргызстаном и Россией в целом и на уровне законодательных структур обеих стран, в частности.
- Кыргызстан с разницей в несколько дней посетили спикеры обеих палат Федерального Собрания РФ. Так, в конце июня с официальным визитом побывал председатель Государственной Думы ФС России Вячеслав Володин, а в первых числах июля – глава Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Они встречались с нашим спикером Чыныбаем Турсунбековым, обсудили ряд вопросов по дальнейшему сотрудничеству, в том числе в сфере законотворческих процессов. Все это может служить свидетельством того, что страны стремятся к укреплению дружеских и партнерских отношений, - подчеркнула модератор встречи, координатор Клуба «Пикир» Эльмира Иманалиева.
В свою очередь, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР Бакыт Бакетаев межпарламентское сотрудничество назвал основным элементом развития ЕАЭС, по крайней мере, на этапе становления экономического союза.
- Если законодательство в рамках ЕАЭС будет гармонизировано, то объединение решит задачи, которые перед ним поставлены и заработает в полную силу. И я в этом вопросе не вижу больших проблем, учитывая, что все мы родом из СССР, и большинство наших законов, стандартов, положений, инструкций во многом совпадают. У нас есть общий фундамент, и чем скорее мы сможем решить задачу гармонизации, что позволит нам жить по единым правилам, стандартам, тем скорее мы начнем эффективно развивать евразийскую интеграцию, - отметил эксперт.
Основную роль в решении этих задач эксперты отводят законодательным структурам ЕАЭС, подчеркивая актуальность межпарламентского сотрудничества.
- В рамках ЕАЭС мы обречены быть вместе, обречены работать вместе. И законодательная власть должна сотрудничать в первую очередь, потому что гармонизация законодательных баз – это основа интеграции. Нельзя, конечно, забывать и о национальных особенностях и интересах, но нужно искать новые подходы и с учетом новых реалий развивать сотрудничество, ни в коем случае нельзя сбавлять темпы контактов, которые мы уже наработали, - подчеркнул председатель НС КТРК Жыпар Жекшеев.
Между тем эксперты отметили и некоторые недочеты работы межпарламентской Ассамблеи. Так, общественный деятель депутат 5-го созыва ЖК Жылдыз Джолдошева, отметив важность этой площадки, подчеркнула необходимость внести изменения в ее структуру.
- Темп ее работы не соответствует требованиям времени, модельные законы очень долго принимаются. Их принятие может длиться годами, тем более, что каждая из стран, которая является автором того или иного проекта не приемлет критики и не хочет учитывать замечания других участников процесса. В итоге законы не всегда получаются приемлемыми для всех членов Ассамблеи. Мне нравится, как в этом направлении работает Беларусь. Во-первых, они очень активные. Во-вторых, в каждом из законов они закладывают воспитание молодежи, патриотичность, человечность,- рассказала Жылдызкан Джолдошева.
Низкий КПД межпарламентского взаимодействия отметил и доктор юридических наук, член ЦИК КР Кайрат Осмоналиев. Он уверен, что решить вопрос гармонизации в ближайшее время вряд ли получится.
- Гармонизация законодательства – это основа эффективности интеграции. Но сейчас она не имеет необходимых темпов. Чтобы добиться необходимых результатов нужно, прежде всего, минимизировать бюрократические барьеры на национальных уровнях. Все страны ЕАЭС, не смотря на некоторую общность, все-таки очень разные, у каждой страны свои интересы, свое видение интеграции, своя политическая система. Поэтому рассчитывать на то, что гармонизация будет проходить гладко и быстро не стоит, - подчеркнул эксперт.
В свою очередь заслуженный экономист КР Джумакадыр Акенеев обратил внимание участников встречи на то, что население и эксперты получают очень мало информации о сотрудничестве между Госдумой и Жогорку Кенешем.
- Чем занимается наш парламент, мы не знаем. Какие вопросы они решают на межпарламентских встречах – нам не сообщают, - отметил эксперт.
Он также добавил, что «работа Жогорку Кенеша вообще вызывает много вопросов и нареканий».
- По Конституции в КР парламентаризм, по факту же нам до этого очень далеко. Законотворчество в нашей стране на очень низком уровне. Депутаты принимают какие-то законы, но вот работают ли эти законы – это большой вопрос. Мне порой наш Жогорку Кенеш видится в роли рака из басни Крылова, который тянет воз назад. Об этом говорят и многочисленные соцопросы, в которых народ оценивает работу законодательной власти, как очень плохую. Чтобы иметьрезультаты, нам нужно менять качественный состав парламента, - подчеркнул Джумакадыр Акенеев.
Между тем во время дискуссии были озвучены и положительные примеры межпарламентского сотрудничества. С позитивной оценкой взаимодействия законодательных структур выступил заместитель председателя Государственной миграционной службы при Правительстве КР Алмазбек Асанбаев. Он рассказал, что на сегодняшний день в сфере миграции практически не осталось острых вопросов, требующих оперативного решения.
- Есть некоторые пробуксовки в вопросах получения миграционных карт, но Кыргызстан и Россия над этим работают. Есть вопрос о признании водительских удостоверений граждан Кыргызстана на территории России. Но и этот вопрос я тоже думаю, очень скоро решится. Я предполагаю, что нашим гражданам КР будет разрешено работать по национальным правам, потому что на межпарламентском уровне этот вопрос обсуждался, российские депутаты обещали урегулировать данный вопрос, - отметил зампред ГМС КР.
Алмазбек Асанбаев также отметил, что в последнее время ситуация в миграционной сфере вообще заметно улучшилась. Так, по его данным сегодняшний день в РФ официально работают 616 тысяч кыргызстанцев, что на сто с лишним тысяч больше по сравнению с 2015 годом.
- Это говорит о том, что сегодня Россия стала еще более привлекательной для наших граждан, в том числе и благодаря вступлению Кыргызстана в ЕАЭС. Сегодня это уже не трудовые мигранты – это трудящиеся ЕАЭС, что в свою очередь открывает нашим гражданам доступ к получению соцпакета при трудоустройстве, дает возможность обращаться в суд в случае нарушения их прав со стороны работодателей и многое другое. И взаимодействие стран на уровне законодательной власти здесь сыграло очень большую роль, - отметил чиновник.
Говоря о других причинах того, что Россия остается основным направлением миграционных потоков из КР, Алмазбек Асанбаев выделил две из них.
- Следует понимать, что после развала Советского Союза уже существовала база для свободного перемещения наших граждан на пространстве СНГ. Это сыграло большую роль. Второй немаловажный момент, это то, что русский язык в нашей стране имеет официальный статус, остается языком межнационального общения, благодаря чему, мы не утратили его, и это очень способствует всем этим миграционным процессам, - добавил зампредседателя миграционной службы КР.
От вопросов миграции эксперты перешли к вопросам безопасности, отметив, что межпарламентское сотрудничество способствует ее укреплению.
- Военно-техническое сотрудничество Кыргызстана и России, по сути, спасло нашу страну от гражданской войны и позволило сохранить стабильность в Кыргызстане. Кроме того, благодаря нашему двустороннему сотрудничеству с РФ, сегодня мы можем говорить, что КР является важным и эффективным компонентом в обеспечении безопасности на пространстве СНГ. Но при этом остается масса нерешенных вопросов, которые нужно решать на уровне законодательных структур. Поэтому, чтобы адекватно решать актуальные задачи, межпарламентское сотрудничество нужно наращивать, - уверен военный эксперт Токтогул Какчекеев.
Необходимость гармонизировать законы в сфере обеспечения безопасности отметил и Президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа» Юрий Погиба. Он напомнил, что отсутствие законодательных инструментов взаимодействия вооруженных сил стран СНГ и ОДКБ в 1999 году привело к тому, что при прорыве боевиков на территорию Кыргызстана, страна фактически осталась наедине с этой проблемой.
- За последние 5-6 лет мы видим не только углубление военно-технического сотрудничества Кыргызстана и России, но и принятие законов, обеспечивающих юридическое сопровождение этому сотрудничеству. Между тем остается еще масса не отрегулированных моментов. И очень важно решить их в кратчайшие сроки, потому что нужно понимать, что в случае угрозы счет, порой идет на минуты, и у нас не будет даже суток, чтобы ждать решения всех стран, нужно отреагировать оперативно. Понятно, что такие решения не принять на уровне одного государства. Поэтому я считаю, что межпарламентское сотрудничество должно быть направлено на урегулирование юридических основ взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности и противодействия угрозам, - подчеркнул Юрий Погиба.
Между тем в стремительном укреплении связей между Жогорку Кенешем и Госдумой, которое наблюдается в последнее время, политолог Денис Бердаков видит скорее политическую подоплеку. Он уверен, что форсированное взаимодействие законодательных структур Кыргызстана и России связано с предстоящими президентскими выборами – в 2017-м году в Кыргызстане, и в 2018-м в России.
- Нас ждут серьезные изменения, и это будет сложный период для всего пространства СНГ. Выборы могут стать причиной политически потрясений в обеих странах. Поэтому возник запрос, как два парламента смогут сохранять стабильность. Вячеслав Володин приведен на пост спикера Госдумы, чтобы сформатировать новый центр силы, некую государственную машину по укреплению госаппарата. Учитывая его огромный опыт, он сумеет усилить депутатский корпус. Но насколько Жогорку Кенеш 6-го созыва сможет выдержать предвыборные и послевыборные потрясения. Наш президент поступил мудро, запустив в него практически всех ведущих политиков страны и все олигархические силы, которые могут поколебать ситуацию в стране. Тем не менее, важно, чтобы оба парламента стали сильными политическими институтами. В этой связи очень важно укреплять сотрудничество между ними, - подчеркнул эксперт.
По итогам экспертного заседания были выработаны рекомендации:
- в целях обеспечения оперативного освещения деятельности Жогорку Кенеша КР в части законотворческой деятельности, а также межпарламентского и международного сотрудничества оптимизировать деятельность пресс-службы парламена
- при разработке и принятии законопроектов принимать во внимание необходимость гармонизации национального законодательства в соответствии с требованиями международных соглашений и договоров.
Тезисы выступлений
Экспертное заседание Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
«МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КЫРГЫЗСТАНОМ»
Дата проведения: 10 июля 2017г.
Место проведения: конференц-зал МИздательского Дома «Вечерний Бишкек», ул. Усенбаева, 2
Организаторы: Клуб региональных экспертов КР «Пикир»
Цель мероприятия: обсуждение проблем и перспектив кыргызско-российского сотрудничества в сфере укрепления межпарламентских отношений
Проведение форума приурочено к председательствованию Кыргызстана в ЕАЭС.
Участники:
- Алмаз Асанбаев, заместитель председателя Государственной службы по миграции при ПКР
- Жыпар Жекшеев, председатель НС КТРК
- Бакыт Бакетаев – политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
- Эльмира Иманалиева – координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
- Жылдызкан Джолдошева, общественный деятель
- Джумакадыр Акенеев – доктор экономических наук, независимый эксперт
- Токтогул Какчекеев – эксперт по вопросам безопасности
- Владимир Лю, эксперт
- Денис Бердаков, политолог
- Кайрат Осмоналиев, доктор юридических наук, профессор, член ЦИК КР
- Эркин Саданбеков, директор юридической компании «Бюро правовой поддержки»
- Юрий Погиба, президент Ассоциации ветеранов спецподразделений «Альфа», полковник ГКНБ в отставке
- Максат Саякбаев, сотрудник Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР
Эльмира Иманалиева, координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир», модератор:
Тема межпарламентского взаимодействия на площадке нашего Клуба поднимается впервые. Большей частью экспертами, политологами и политиками нашей республики обсуждаются вопросы экономических взаимоотношений, политического сотрудничества, выстраивания социокультурного и гуманитарного пространства, а вопросы законотворческого взаимодействия, гармонизации национальных законодательств наших стран, законодательного сопровождения стратегического партнерства Кыргызстана и России практически ранее не обсуждалось. Принимая во внимание беспрецедентный случай в истории Кыргызстана, когда с небольшой разницей во времени нашу республику посетили спикеры обеих палат Федерального Собрания РФ – председатель Государственной Думы ФС РФ Вячеслав Володин и глава Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко, их встречи и переговоры с Торага ЖК КР Чыныбаем Турсунбековым, на которых обсуждались и вопросы наращивания межпарламентского сотрудничества - все это свидетельствует о развитии двусторонних отношений, повышении взаимопонимания и доверия между РФ и КР.
Алмаз Асанбаев, заместитель председателя Государственной службы по миграции при Правительстве КР:
Вступление Кыргызстана в ЕАЭС потребовало подготовку соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование экономической и социальной сферы нашей республики. В частности, особенное внимание было уделено вопросам систематизации миграционной политики. Россия сегодня является основным направлением трудовой миграции из нашей страны. Как известно, это привело к упрощению найма наших трудящихся, выезжающих на работу в Россию, равному и доступному обеспечению их медицинскими и образовательными услугами. В результате, по сравнению с 2015г. численность наших граждан, работающих на территории России, увеличилась с 501,0 тыс. человек до 616,0 тыс. человек в текущем году. Более того, практически решен вопрос о признании национальных водительских прав Кыргызской Республики на территории России. Всех этих возможностей нельзя было бы достичь, более того, законодательно закрепить, если бы наши страны не опирались на наше историческое прошлое, во-первых, и, во-вторых, если бы в нашей республике русскому языку, как языку межнационального общения, не был бы в свое время придан официальный статус, что способствовало свободному владению этим языком нашими гражданами, что существенно облегчает процесс адаптации кыргызстанцев в России. Таким образом, взаимодействие стран на уровне законодательной власти в направлении гармонизации законодательства играет очень большую роль. Проблема сейчас стоит в сфере незаконной миграции. Нужно проводить совместную работу по перекрытию потоков незаконной миграции.
Бакыт Бакетаев – политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»:
Межпарламентское сотрудничество Кыргызстана и России – это одно из основных направлений сотрудничества. Это продиктовано необходимостью гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС, что, в свою очередь, способствует решению поставленных задач нашего объединения, и наш союз заработает в полную силу. Гармонизацию тем более легко проводить, учитывая, что все мы родом из СССР, и многие наши законы, стандарты, положения, инструкции во многом совпадают. У нас общий фундамент, и я думаю, что на сегодняшний день гармонизировать законы не сложно, в этой связи я желаю депутатам, комиссиям, экспертам скорее решить эту задачу, чтобы мы могли жить по единым правилам, стандартам и эффективно развивать евразийскую интеграцию.
Кайрат Осмоналиев, доктор юридических наук, профессор, член ЦИК КР:
Вначале возникают политические интересы, которые впоследствии облекаются в правовые рамки. Интеграционное объединение в рамках ЕАЭС требует мобильности, а оно пока отсутствует. И это происходит из-за различного политического устройства государств, образующих евразийский союз. Вследствие этого, отсутствует синхронизация экономических процессов, требуюшая скорейшего решения, при этом они должны быть законодательно обеспечены. Гармонизация законодательства – это основа эффективности интеграции. Все понимают, что основную цементирующую роль в евразийском союзе играет Россия. Без нее союз перестанет существовать. Поэтому перед парламентариями актуальным становится вопрос гармонизации национальных законодательств с целью обеспечения и повышения эффективности экономических процессов в интересах развития ЕАЭС. Чтобы добиться необходимых результатов нужно, прежде всего минимизировать бюрократические барьеры на национальных уровнях. Чем дольше мы не решаем эти вопросы, тем больше вероятность, что интеграция вообще заглохнет. И здесь, конечно, большую роль должно сыграть межпарламентское сотрудничество.
Жыпар Жекшеев, председатель НС КТРК:
В эпоху глобализации нельзя забывать о национальных особенностях и интересах, но при этом необходимо стремиться к гармонизации. Будучи одной из ветвей власти, кыргызстанская законодательная власть должна развивать сотрудничество и отношения с российским Парламентом, потому что в любом случае от сотрудничества ни одна из стран не проиграет. На сегодняшний день это становится все более актуальным, так как в рамках ЕАЭС мы обречены жить и работать вместе. Нужно искать новые подходы, но ни в коем случае нельзя уменьшать тот контакт, который мы уже наработали, сотрудничество нужно развивать сегодня с учетом новых реалий.
Жылдызкан Джолдошева, общественный деятель:
Межпарламентская ассамблея СНГ – это очень важная и нужная площадка. Но нужно менять саму систему межпарламентской ассамблеи, потому что темп ее работы не соответствует требованиям времени, модельные законы очень долго принимаются. Их принятие может длиться годами, тем более, что каждая из стран, которая является автором того или иного проекта не принимает критики и не хочет учитывать замечания других участников процесса. Мне нравится, как в этом направлении работает Беларусь. Во-первых, они очень активные. Во-вторых, в каждом из законов они закладывают воспитание молодежи, патриотичность, человечность. Я считаю, что при ЖК КР должен быть такой институт, который не только модельные законы, но и наши национальные законы выверял, оценивал и приводил в нужное соответствие. Что касается вопроса ОДКБ, то нужно принять общий механизм оперативного реагирования на некоторые ситуации, чего нам сейчас не хватает. Для принятия решения о вводе войск, например, должны собраться главы государств, а на это уйдет не меньше трех дней. А это может привести к самым тяжелым последствиям, как это произошло на юге Кыргызстана в 2010 году.
Токтогул Какчекеев, эксперт по вопросам безопасности:
Я хотел бы отметить, что политика в государственном устройстве первична. Жизнедеятельность государства зависит от уровня законодательной власти, от того, каким законам подчиняется государство. В законодательной работе необходим качественный подход. Порой модельные законы, регламентирующие ту или иную деятельность, разрабатываемые МПА СНГ, без адаптации к нашим условиям, копируясь, принимаются нашим Парламентом.
Особо хотел подчеркнуть роль ПА ОДКБ. Решения, принятые этим органом способствовали тому, что повысилась боевая мощь Кыргызстана: не только в военно-технической сфере, но и в вопросе подготовки квалифицированных военных Кыргызстана. Военно-техническое сотрудничество наших стран предопределило устойчивость сотрудничества Кыргызстана и России, более того, позволило сохранить мир в Кыргызстане и стало надежной опорой независимости нашей республики. Кыргызстан, в свою очередь, является фрагментом общей безопасности ЕАЭС. Но при этом остается масса нерешенных вопросов, в частности: гармонизация законов в вопросах обеспечения безопасности, совместного реагирования на угрозы и т.д. Поэтому межпарламентское сотрудничество нужно наращивать, чтобы адекватно решать актуальные задачи.
Джумакадыр Акенеев, экономист:
По Конституции в КР парламентаризм, по факту же нам до этого очень далеко. Законотворчество в нашей стране на очень низком уровне. Депутаты принимают какие-то законы, но вот работают ли эти законы – это большой вопрос. Вызывает много вопросов работа самого парламента. Об этом говорят и многочисленные соцопросы, в которых народ оценивает работу законодательной власти, как очень плохую. При том, что у нас парламентская республика, главой государства остается президент, который не может ждать, когда парламент раскачается и поэтому вынужден решать многие вопросы. Чем занимается наш парламент, мы не знаем Какие вопросы они решают на межпарламентских встречах – нам не сообщают. Нужно повысить эффективность работы пресс-службы Жогорку Кенеша КР, чтобы в оперативном порядке общественность была информирована о работе, проводимой депутатами, о принимаемых законах, влияющих на экономическую и политическую сферу нашей страны.
Юрий Погиба, президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР, полковник ГКНБ в отставке:
В 1999 году отсутствие гармонизированных законодательных инструментов взаимодействия вооруженных сил стран СНГ и ОДКБ привело к тому, что при прорыве боевиков на территорию КР, мы остались наедине с этой проблемой. За последние 5-6 лет мы видим не только углубление военно-технического сотрудничества КР и РФ, но и принятие законов, обеспечивающих юридическое сопровождение этому сотрудничеству. Между тем остается еще масса неотрегулированных моментов. И очень важно решить их в кратчайшие соки, потому что нужно понимать, что в случае угрозы счет, порой идет на минуты, и у нас не будет даже суток, чтобы ждать решения всех стран, нужно отреагировать оперативно. Понятно, что такие решения не принять на уровне одного государства. Поэтому я считаю, что межпарламентское сотрудничество должно быть направлено на регулирование юридических и законодательных основ взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности
Денис Бердаков, политолог:
Ни для кого не секрет, что ни российский парламент, ни наш парламент не обладал политической силой до недавнего времени. Почему же сейчас возник вопрос межпарламентского сотрудничества? Ответ прост. В РФ следующий год выборный, в нашей стране в этом году пройдут выборы президента. Очень серьезные изменения и сложный период на всем пространстве СНГ. В этой связи Вячеслав Володин приведен на пост спикера Госдумы, а учитывая его огромный опыт, он за последние полгода организовал дисциплину, форматирует новый центр силы, некую госмашину по укреплению госаппарата. Мы понимаем, что вертикаль власти в РФ держится на Владимире Путине, и партии Единая Россия. Поэтому сейчас возникла необходимость усилить депутатский корпус. И уже оттуда пошел запрос в КР. А наш президент поступил мудро, запустив в него практически всех ведущих политиков страны и все олигархические силы, которые могут поколебать ситуацию в стране. Поэтому возник запрос, как два парламента смогут сохранять стабильность, потому что выборы могут стать причиной политически потрясений в обеих странах. И тут важно как два парламента станут ведущими политическими институтами, и как взаимодействие между ними. В этой связи очень важно укреплять сотрудничество между ними.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
-
Просмотров: 3860