Для диалога историков России и Казахстана открываются новые возможности
Международная экспертная площадка «История как общая память: российско-казахстанский диалог» прошла 28 октября в формате видеоконференции.
Участие в ней принимали ведущие исследователи из Новосибирска и Томска, а с казахстанской стороны — представители научных учреждений Алма-Ата, Нур-Султана, Петропавловска.
Организаторы: Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова (Республика Казахстан, Алма-Ата); Экспертный клуб «Сибирь-Евразия»; Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ (Россия, Новосибирск); Институт истории СО РАН (Россия, Новосибирск).
Декан факультета политики и международных отношений СИУ – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, исполнительный директор Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» Сергей Козлов в (Новосибирск) своём вступительном слове напомнил, что в современных условиях, когда история все чаще становится символическим ресурсом политической борьбы как во внутренней, так и во внешней политике, необходимо налаживать устойчивые контакты как историков-профессионалов, так и представителей гуманитарной общественности России и Казахстана с целью своевременного и эффективного реагирования на попытки исторической фальсификации в угоду текущим политическим интересам.
Исполняющий обязанности директора Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Зиябек Кабульдинов (Алма-Ата) посвятил свой доклад участию казахов в Отечественной войне 1812 г. В своём выступлении он подчеркнул, что Казахстану и России надо развивать взаимодействие не только в политике и экономике, но и в науке и вузовской работе. Он напомнил о соглашениях с Институтом истории СО РАН, Новосибирским госуниверситетом и Государственным архивом Новосибирской области. Характерно, что в рамках ряда грантов научно-исследовательские работы в Институте истории и этнологии предусмотрены тесные контакты с российскими коллегами, а также изучение данных из российских архивов.
Директор института истории СО РАН Вадим Рынков (Новосибирск) в ходе выступления напомнил о важности не только исследовательской работы, но и подготовки учебников для вузов и школ. В этом направлении для историков РФ и РК тоже есть пространство для сотрудничества.
Учёный секретарь Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Махаббат Козыбаева (Алма-Ата) представила результаты исследовательского проекта по изучению социально-экономического положения крестьянства в Казахстане в послевоенный период. Она также выразила уверенность в том, что контакты учёных России и Казахстана будут крепнуть. В этом направлении перспективной видится идея организации онлайн-трибун для молодых учёных, которые могли бы заявлять о своих исследованиях и установить контакты со своими коллегами.
Ведущий научный сотрудник Института истории СО РАН Наталья Аблажей (Новосибирск), проанализировав политику и практики в области исторической памяти, особо отметила опасность использования исторической науки для политических игр. С подлинно исследовательской работой это никак не связано, и настоящие учёные могут противопоставить спекуляциям в этой сфере только усиление контактов, что уже сейчас видно на примере взаимодействия историков РФ и Казахстана.
Представитель Ассамблеи народов Казахстана, профессор кафедры политологии Евразийского национального университета Наталья Калашникова (Нур-Султан) обратила внимание, что конференция показала перспективы сотрудничества историков из двух стран — в частности, для специалистов из Казахстана открывается возможность установления контактов с исследователями Сибири и Дальнего Востока. Настоящие учёные всегда смогут найти точки соприкосновения и обсуждения. Научно обоснованный исторический фактор — вот это нас и объединяет.
Участники Международной экспертной площадки «История как общая память: российско-казахстанский диалог» отметили, что историкам двух стран необходимо усилить контакты. Несмотря на пандемию для этого есть возможности, в том числе и с чисто технической стороны. Среди таких форм взаимодействия было предложено проводить презентации исследований, взаимодействовать в режиме онлайн, учиться друг у друга. Например, можно проводить совместные подборки исторических публикаций по одним и тем же проблемам и темам, в том числе с точки зрения взгляда на одну и ту же ситуацию с разных позиций. Также прозвучала идея онлайн-трибуны для молодых учёных, которые могли бы заявлять о своих исследованиях и установить контакты со своими коллегами.
-
Просмотров: 12773