Привычка жить в многоэтничной и многоконфессиональной среде
В рамках реализации грантового проекта «Тюркский элемент в едином культурном пространстве России» Центром «Берлек-Единство» 25 июля 2017 года в Москве состоялось итоговое в рамках проекта заседание экспертов России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Представители четырех государств обсудили значение культуры, традиций и праздников тюркских народов в России и на постсоветском пространстве, раскрыв общий характер исторического развития этносов, проживающих на евразийском пространстве.
Традиции и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общероссийской культуры
Заседание Международного круглого стола началось с презентации Аналитического доклада Центра «Традиции и праздники тюркских народов России». Модератором выступил Алексей Чекрыжов, который задал направление работы присутствующих на заседании экспертов: Сегодня на Международном круглом столе присутствуют представители четырех государств, которые уже принимали участие в реализации нашего текущего и прошлого проектов. Оба они были связаны единой темой исследования самобытности тюркских народов в поликультурной среде России. За прошедший год мы смогли рассмотреть множество аспектов современного и исторического развития тюркских народов в нашем многонациональном государстве. Общими усилиями было проведено шесть крупных аналитических исследований, раскрывающих исторические факторы прочного единства тюркских и других народов нашей страны, языковую целостность тюркского пространства России и стран Центральной Азии. Сегодня мы хотим представить исследование, касающееся истории праздников и традиций тюркских народов, их современного культурного влияния на всех нас.
Аналитический доклад «Традиции и праздники тюркских народов России» участникам мероприятия представил Артур Сулейманов. Руководитель Сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек-Единство» рассказал о проделанной авторами работе и результатах аналитического исследования, раскрыл основные тезисы доклада, напомнив присутствующим экспертам о том, что культурное взаимовлияние между представителями этносов России было всегда: Не стоит забывать, что на территории Российской Федерации сегодня проживает более 190 этнических общностей и народов. Их численность и компактность проживания различна. Но традиции, обычаи, культура и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общероссийской культуры. Праздники, по нашему мнению, являются важнейшим элементом традиции и в этом свойстве имеют особую стабилизирующую роль для общества, воспроизводят, сохраняют и передают социально значимую информацию от поколения к поколению, приобщают людей к общепринятым и уникальным ценностям, способствуют укреплению межконфессионального, межнационального и межэтнического согласия в государстве.
Равновеликие народы Российской Федерации берегут и трепетно хранят традиции не только общегосударственных праздников, но и этнокультурных, что обусловлено всем ходом социально-исторического развития нашей государственности. В каждом субъекте Федерации можно познакомиться с богатой историей региона, костюмами, кулинарными, музыкальными, танцевальными и ремесленными традициями, ощутить необыкновенный этнокультурный колорит. По мнению эксперта, в современном мире несколько теряется сакральность праздника, как традиции, теряется его смысловая нагрузка, что актуально также и для традиционных праздников тюркских народов. Этим процессам необходимо противостоять, передавая эстафету традиций новым поколениям.
История России – это история не только Московского царства, но и общая история народов, населяющих Россию
Первым из участников заседания представленному исследованию дала оценку доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета Людмила Шерстова, сфера научных интересов которой напрямую заключается в изучении исторического и культурного характера взаимодействия тюркских и иных народов России. По словам эксперта, современные, но традиционные ценности – это результат развития общих евразийских ценностей множества народов. Даже если проследить за становлением отношений к самым разным институтам государственной власти, можно выделить общие для тюркских, финно-угорских и славянских племен категории. Прежде всего, это отношение к «небу» и «земле», как к совместным нравственным историческим константам – одни и те же подходы к святым для евразийских народов явлениям. А для регионов Евразии, для проживающих на их территории народов, нравственность всегда была элементом справедливости.
Для любых правителей в истории России, объединяющей историю множества народов, всегда было важно не столько обилие земли, сколько обилие людей – обилие народов, проживающих на территории государства. Отсюда также и происходит понятие веротерпимости, важности сохранения традиций и праздников, в большинстве своем основанных на специфичных обычаях того или иного вероисповедания. Сегодня эти константы распространены на всю страну, и на постсоветское пространство. Все это связано с тем, что история России – это история не только Московского царства, но и общая история народов, населяющих Россию.
Национальный праздник становится эквивалентным государственному
Следом за представителем России, свое мнение о представленном исследовании Геополитического центра «Берлек-Единство» высказал участник заседания от Республики Узбекистан – зам. зав. Отделом Новой и новейшей истории Института истории при Национальном Университете Узбекистана Равшан Назаров. По мнению спикера, российская поликультурная среда вбирает в себя множество праздников традиционного и религиозного характеров. При этом, по его словам, национальные праздники тюркских народов России, уже давно являются государственными праздниками. Иными словами, здесь понятие «национальный праздник» становится тождественным «государственному празднику»: для примера можно взять праздник «Навруз», который тюркские народы России и стран Центральной Азии очень охотно отмечают каждый год. При этом, фактически и исторически этот праздник не был мусульманским. Многие государства арабского мира и вовсе запрещают празднование «Навруза». В то же время, государства Центральной Азии и Россия нисколько не препятствуют проведению праздничных мероприятий, и этот праздник также постепенно становится традиционным для тюркских народов. Для разных регионов России, для разных проживающих на ее территории тюркских народов характерны отличительные черты некоторых праздников. Вспомнить хотя бы уникальный характер праздника виноделия крымских татар. Примечательно, что характерные этнокультурные праздники одного народа, сегодня транслируются на другие народы, и не обязательно тюркские. Эти процессы происходят естественно, и поддерживаются всеми сторонами.
Наши страны, наши народы имеют многовековую общую историю
Участник заседания круглого стола от Кыргызской Республики – д-р. эконом. наук, профессор Дипломатической Академии МИД Кыргызской Республики Жумакадыр Акенеев отметил, что представленный доклад авторов Центра «Берлек-Единство» актуален для всех государств постсоветского пространства, в большей или меньшей степени представленных тюркскими народами, в том числе и для Кыргызстана: Что естественно, все традиции тюркских народов России, соответствуют и кыргызским традициям и праздникам. Наши страны и наши народы имеют многовековую общую историю. Мне очень импонирует термин «равновеликие народы». Он отражает одновременно и единство, и самобытность наших народов, равных друг перед другом. И поскольку мне приходилось наблюдать за традиционными праздниками тюркских народов России и в советский, и в постсоветский периоды, я могу говорить об общности ценностей и культурных традиций наших государств.
По словам эксперта, взаимовлияние равновеликих народов России, привело к исключительно положительным последствиям взаимопонимания, единства традиций большинства государств постсоветского пространства.
Привычка жить в многоэтничной и многоконфессиональной среде
Эксперт от Республики Казахстан – канд. социол. наук, президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуовавыступила с докладом на тему «Толерантность, как традиция казахстанцев», в котором также провела обзор исследования Центра «Берлек-Единство». По мнению участника заседания, значимость роли праздников в межкультурных взаимодействиях представителей разных этнических групп в процессе формирования толерантной среды общения в стране в Казахстане также высока, как и в России: на этот аспект необходимо обратить внимание в условиях слабой расчлененности в мировосприятии, в картине мира населения некоторых советских (Новый год), народных (как Наурыз, Сабантуй), религиозных (Айт) праздников, но по существу, все они воспринимаются, как традиционные.
Как показывают наши исследования, у населения Казахстана выработана, если так можно выразиться, привычка жить в многоэтничной и многоконфессиональной среде. Казахстанцы в большинстве своем ценят и гордятся этим обстоятельством: мирное развитие страны, стабильность и единство являются не просто идеологемами, но и сознательно культивируемой на протяжении длительного периода времени ценностью. Именно поэтому я так назвала свое выступление. Толерантность, терпимое отношение друг к другу – стало уже традицией казахстанцев.
Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры
Заместитель председателя Региональной общественной организации «Хомай-Народные традиции Башкортостана»Айгуль Бикбулатова провела экскурс в праздники народов Алтая, как «колыбели тюркских народов», а также рассказала о схожих праздниках, отмечаемых и в Башкортостане: народные праздники относятся к универсальным средствам межкультурного и межэтнического взаимовлияния. Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления. Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. Говоря же о тюркских народах России, в их духовной жизни большое место занимают праздники с различными обрядами, обычаями и ритуалами. Праздники сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражая их историческую жизнь с ее богатыми традициями. Как писал автор классических трудов по теории культуры М. М. Бахтин: «Праздник — первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе».
Народные праздники башкир, алтайцев и других тюркских народов складывались в течение долгого времени, в них нашли отражение различные стороны духовной и материальной культуры. Они призваны были поддерживать равновесие общества и природы. В праздниках участвовали представители всех поколений, что символизировало единство и вечное продолжение рода, племени.
Представитель Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Людмила Лаптева также выступила с положительной рецензией на исследования Центра «Берлек-Единство», отметив, что эксперты поднимают актуальные вопросы сохранения самобытности народов России. Участницы заседания отметила, что сотрудники грантового проекта смогли создать комплексное и масштабное исследование, посвященное проблемам сохранения культуры и традиций тюркских народов Российской Федерации, что особенно важно при современных темпах глобализации.
Завершил работу международного круглого стола и исследовательского проекта директор Геополитического центра «Берлек-Единство», канд. полит. наук Радик Мурзагалеев. По словам руководителя проектной группы экспертов, традиционные праздники являлись и являются средством объединения людей, возобновления определенных общественных связей, выполняя познавательно-созидательную функцию. Они способствуют воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к истории своего народа и ее традиций, ведут к сплочению каждой семьи, всей нации. Этим целям отвечают и реализованные проекты, посвященные исследованию тюркских народов России в системе ее полиэтничности.
Директор Центра поблагодарил участников заседания за содействие и помощь в реализации грантового проекта, а также заверил присутствующих экспертов в том, что тема исследования тюркских народов России и постсоветского пространства будет оставаться в сфере научных интересов сотрудников Центра, а проведенные научные изыскания и опубликованные аналитические доклады станут опорными для всех, кто интересуется заявленной в проекте тематикой.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
-
Просмотров: 19027