Назад по Шелковому пути
Содержание:
День 7. 4 мая 2017. Бишкек – башня Бурана. Пробег 200 км
Собственно, по сформировавшейся уже привычке ездить по ночам и спать долго встали поздно и примерно в полдень выдвинулись из гостиницы смотреть Бишкек.
Киргизские деньги называются сомы, курс рубля к сому – примерно 1 к 1,2, то есть за один рубль дают 1,18-1,2 сома. Рублей у нас уже не было, мы меняли доллары. Для удобства мы считали цены как один к одному, почти как в Индии )) Также везде куча обменников, меняют рубли, доллары, тенге и евро без комиссии. Примерно за 100 сомов купили местную симку компании «О!» с большим количеством включенных мегабайт интернета. Связь в Киргизии более-менее, ловит почти везде, даже в горах. Что удобно, и в Казахстане, и в Киргизии при покупке симки паспорт не нужен.
Еда также недорогая, рублей за 150-250 в местных кафе вполне можно насытиться, еще и с комфортом. Ассортимент – все тот же. Много разных видов лагманов и лапши – видимо, сказывается близость к Китаю и любовь китайцев к лапше. Попробовал в Бишкеке жареные манты. Вкусно!
Бишкек – в прошлом Фрунзе, а еще раньше Пишпек – сравнительно молодой город, образовался в конце XIX века силами российского правительства. До прихода русских там была кокандская крепость, которую они благополучно разрушили. Дореволюционной застройки в городе почти не сохранилось, и смотреть там, как и в Алматы, практически не на что. Сами местные затруднялись ответить, что у них есть интересного, максимум указывали на две площади и говорили езжать в горы, «в горах вся сила, уважаемый»)) Тем не менее, площади мы посмотрели, и с учетом обеда на осмотр достопримечательностей киргизской столицы у нас ушло часа три. То есть да, Бишкек – совсем не туристический город, с places of interest там никак. Зато, опять же, там много зелени, и это круто!
Город запомнился большим количеством памятников малоизвестным киргизским героям (формирование национальной идеи, все дела) и страшной уличной рекламой из 90-х (это уже моя профдеформация).
Бишкекские красоты
Смотреть на памятники великим киргизам нам быстро надоело, и мы задумались, что же делать дальше. В планах была поездка в город Ош, но дорога в 700 км через перевалы явно не лучшая затея на ночь глядя. Случайно, на центральной площади под огромным флагом, мы познакомились с туристкой Женей из Новосибирска, которая предложила нам съездить к башне Бурана. До башни ехать примерно 80 км через поселок с разносмысловым названием Кант. Сама башня, в прошлом минарет, построенная в 11 веке, не очень впечатлила – башня как башня, похожа на водонапорную, тем более, что от нее куда-то исчезла верхняя часть. Зато рядом с ней собран парк каменных изваяний, найденных археологами в Чуйской долине и ее окрестностях. Вот это реально круто! Сразу ощущается – вот, ты попал в одну из колыбелей цивилизации!
Собственно башня Бурана
Тут собраны фигурки от доисторических до каких-то плит с арабской вязью из 19-20 вв.
В башне есть музей, но работает он до 17:00, мы не успели. Обратно поехали другой дорогой, через горы. Горы там потрясающие! Вообще, Киргизия славится природными заповедниками, озером Иссык-Куль и горами. В заповедник (ближайший к Бишкеку зовется Ала-Арча) и на озеро мы не поехали, собственно Тянь-Шань тоже толком не увидели. И теперь это must see на следующую поездку!
Обратная дорога через небольшой перевал - глухая, но совсем не страшная. С ямами и выбоинами, местами грунтовка, но она того стоит. Виды шикарные! Если поедете, смотрите по гугл картам путь через поселки Тогуз-Булак, Алмалуу и Койтак. По километрам путь ненамного больше, но гораздо интересней.
Предгорья Тянь-Шаня
Горы занимают более 90% площади Киргизии
Уже в ночи мы вернулись в Бишкек, поужинали в ресторане «Нават» с Женей и ее друзьями-китайцами, с которыми она познакомилась на экскурсии, и вернулись в гостиницу. «Нават» - сеть ресторанов в Бишкеке, нам понравилось – хорошая (опять же только местная) кухня, не дорого, национальный колорит в интерьере.
Впереди долгий путь в южный город Ош, который запомнится нам высокими горными перевалами и тесным знакомством с киргизскими автосервисами.
День 8. Пятое мая 2017. Бишкек – Джалабад. Пробег 600 км
С утра позанимались машиной – поменяли передние колодки, привезенные с собой из России, залили свежее масло. Сервисы в Киргизии вполне бюджетные – замена масла без фильтра встала в 1400 сомов, замена колодок – 300 сомов. С бензином, кстати, тоже проблем нет – он сносного качества, цены чуть ниже российских (32-33 руб. за литр 92-го).
Из города выехали около 13:00. Идея была к ночи добраться до Оша, переночевать там, а затем двинуть в Узбекистан. Увы, график немного сбился, но обо всем по порядку.
Первые 100 километров дорога идет вдоль гор, долго и муторно петляя через пригороды, поселки и рынки. Дороги в Киргизии оставляют желать лучшего – такое ощущение, что строили их еще при Советском Союзе, а затем почти не ремонтировали. Вообще, не покидает впечатление, что находишься где-то в 90-х – куча каких-то мелких магазинчиков, вывески, сделанные на коленке, много больших старых джипов, бодро прыгающих по кочкам. И вообще – какая-то общая простота нравов. Однако вполне безопасно, гаишники, в отличие от Казахстана, не проявляли к нам никакого интереса. Один раз нас остановили на посту в поселке Сосновка, перед самым подъемом в горы, но лишь для проверки документов.
Первая часть дороги Бишкек - Ош
Дорога через перевал платная, стоимость для легкового авто 350 сомов. По мне, так платная дорога могла бы быть и получше – она очень узкая, убитая, средняя скорость – километров 50-70. Но, как говорится, хозяин – барин.
Перегон через горы, пожалуй, самый тяжелый: мало того, что ты поднимаешься на высоту 3200 метров и там реально начинает болеть голова, дорога очень загруженная, по ней проезжает миллион фур и бензовозов, постоянные серпантины. Местные дальнобойщики ездят очень жестко, пару раз нам чуть не в лоб приезжал бензовоз, и лишь Костина реакция позволила избежать аварии. Не зря этот перевал зовется «Дорогой смерти» - за день мы увидели несколько аварий: бензовоз, утонувший в снегу на обочине, несколько разбитых легковушек и много обломков машин, когда-то не доехавших до дома...
Зато горы ОЧЕНЬ красивые. Постепенно оказываешься на высоте в несколько километров, и вокруг только скалы, покрытые снегом. «Достопримечательность» этой дороги – 3 километровый тоннель на высоте более 3 км над уровнем моря, который называют «воротами в ад». И немудрено – он очень узкий, в нем очень плохая видимость из-за выхлопных газов, и ехать по нему действительно страшновато.
Перевал
Тоннель Колбаева, высота 3200 м
Через 100-150 км «жести» дорога потихоньку начинает спускаться вниз и открывается прекрасный вид на долину, где много горнолыжных баз. Ну, не знаю, наверное, зимой я бы по этой дороге не поехал.. ))
После долины снова немного в горы.
Дальше дорога приводит к водохранилищу Токтогул. Оно потрясающее – огромный водоем посреди гор с водой изумрудно-зеленого цвета. При Советах здесь перегородили плотиной горную реку Нарын, и дорога долго-долго идет вдоль нее. Захватывающее зрелище: скалы и между ними широкая горная река. Хотя местные говорят, что идея с водохранилищем была не очень – толку от него немного, зато была затоплена плодородная долина и множество аулов. Где уж там на самом деле правда, не знаю.
В горах продают курут – специфический «снек» - что-то вроде очень соленого сушеного творога в виде шариков. На вкус весьма на любителя, зато съел 3-4 шарика – и есть не хочется долго. Только пить ))
Токтогул. Из окна машины фото не очень, но времени останавливаться не было, уже сумерки.
В районе Токтогула мы повторно столкнулись с киргизскими гаишниками. Остановили за скорость, которую мы превысили на 20 километров. Все как полагается – радар, камера. Квитанцию он выписывать не стал, сходу начав с 1000 сомов. Я быстренько залез в интернет, прочитал, что за такое превышение штраф 500 сомов. На том и порешили. Уже отъехав, мы поняли, что что-то не так с этим гаишником: во-первых, машина у него была не патрульная, во-вторых, он был в чине майора. Так что вполне возможно, что гаишник был фейковый. Кто его знает теперь...
С гор спустились только ночью и с огромным, надо сказать, облегчением. Красиво, интересно, но дорога очень выматывает. И, видимо, горы доконали наш радиатор – в районе города Джалалабад, что уже в Ферганской долине, у нас разом вылился весь антифриз. Хорошо хоть движок не успел пострадать. Путем различных ухищрений – заливки воды в систему, принудительного включения вентилятора и постоянных остановок мы дотянули до города.
Ночные пляски с машиной и поиски гостиницы заняли часа три, поэтому спать мы легли в шестом часу утра. Номер в гостинице с непроизносимым названием стоил 800 сомов и был с одной двуспальной кроватью. Пофиг, мудро решили мы и вырубились )) Утром, как проснемся, нас ждет ремонт!
Кстати, как выяснилось, близость к границе с Узбекистаном заставляет местных жителей проявлять повышенную бдительность: сначала, когда мы латали машину на трассе у ночного супермаркета, к нам по очереди приезжали машины с молодыми молчаливыми киргизами. Они пристально разглядывали нас и уезжали. Затем, когда мы остановились уже на въезде в город, нас грамотно заблокировал большой джип, из которого вылез большой киргиз. Он представился полковником милиции, подробно выспросил нас, кто мы такие, что нам тут нужно и куда мы едем. Рассказал каких-то ужасов про Узбекистан, что туда лучше не ехать, убедился, видимо, что мы не опасны, объяснил, как проехать в гостинице, и уехал. Без какой-либо агрессии, но поначалу было не по себе. А вообще говорят, что в киргизской части Ферганской долины нередки проявления национализма – к русским, узбекам и китайцам. Нам советовали после наступления темноты на улицу не выходить – дескать, из горных аулов спускаются горные (лучше местные, а то два раза горные) гопники, напиваются и могут быть неприятности. Все как и дома. Нас, слава богу, это не коснулось. Возможно, потому, что мы последовали совету и гулять по ночам не ходили.
День 9. Шестое мая 2017. Джалал-Абад – Узген – Ош. Пробег 130 км
Проснувшись в Джалал-Абаде, мы у первого же таксиста выяснили, где чинят радиаторы. Если вам вдруг понадобится - от души, конечно, желаю избежать этой участи – на улице Ленина за автовокзалом есть целый комплекс гаражных автосервисов. Работают в них в основном узбеки - как выяснилось, титульная нация Кыргызстана машины чинить то ли не умеет, то ли не хочет. Как нам рассказали позднее, здесь работает лучший специалист города – он сходу определил, что у радиатора полетела крышка, и порадовал тем, что его надо менять. Удивительно, но в маленьком Джалал-Абаде нашелся большой авторынок, где мы, правда только с третьего раза, нашли нужный нам радиатор (покупали, возвращались в сервис, примеряли, возвращались обратно на рынок за новым радиатором, и так по кругу). Его покупка и замена обошлись нам в 5500 сомов, плюс 1000 сомов – 10 литров (на всякий случай) антифриза. Увы, радиатор был китайский, но об одной интересной фишке китайских радиаторов мы узнаем чуть позже...
Радиаторные приключения
Часов до 17:00 мы провозились с ремонтом, попутно узнав, что в Джалал-Абаде достопримечательностей нет. Несмотря на то что это третий по величине город Киргизии, смотреть там особо не на что. Вообще Киргизия в этом плане не очень понравилась – в городах неинтересно. Единственное, чем известен город Джалал-Абад, рядом с ним находятся источники с минеральной водой, на которых еще в XIX веке был построен санаторий. Существует он там и сейчас.
Минеральный источник
Мы съездили туда, набрали целебной минералки, посмотрели на веселую киргизскую свадьбу и собрались было ехать дальше. Увы, «рулевой» Костя на противоположной стороне дороги углядел ларек с самсой, лихо развернулся в его сторону и влетел в арык.
Минус два колеса, 4000 сомов и полтора часа времени. На наше счастье, произошло это прямо рядом с шиномонтажкой. Чтобы сильно не расстраиваться, мы философски решили, что, видимо. эта задержка уберегла нас от чего-то худшего, и пошли есть самсу. Самса, кстати, была не очень вкусная. И самая дорогая в жизни – 4100 сомов ))
После всех этих приключений выехали мы из Джалал-Абада уже в темноте. По дороге в Ош заехали в городок Узген – там находится еще одна башня, почти копия Буранской, и мавзолей эпохи Караханидов (X-XII века). Уже позже я прочитал, что Узген - древнейший город Ферганской долины, появившийся во 2 веке до н.э., и что 90% его населения узбеки. Жаль, но мавзолей был закрыт, а башню в темноте не видно – в Узгене не принято освещать даже улицы, не говоря уж про исторические памятники. Будете там днем – обязательно обратите внимание на кирпичную кладку Узгенской башни – там особый причудливый орнамент. И попробуйте местный плов, приготовленный из «девзира», самого дорогого и элитного сорта узгенского риса, который считается самым подходящим для приготовления плова.
Автобусная остановка в Джалал-Абаде
Ленин в Узгене
От Джалал-Абада до Оша примерно 100 километров, и с заездом в Узген дорога заняла часа два.
По дороге мы забронировали очередной отель, и около 23:00 были в Оше. Он считается южной столицей Киргизии; вообще, от избытка столиц к концу путешествия в голове возникла некоторая путаница ))
Номер в гостевом доме Lovely House обошелся в 18 или 20 долларов. Показалось, что дороговато, но это был один из самых бюджетных вариантов, предлагаемых букингом. Возможно, причина в том, что в Оше много иностранцев, это перевалочный пункт для путешествующих в Узбекистан и из него, либо в Таджикистан. Именно в Оше начинается знаменитый Памирский тракт – долгая дорога через высоченные горы Таджикистана вдоль афганской границы в город Хорог и затем в Душанбе. Эта дорога влечет к себе путешественников со всего света, и в Оше они сходятся. Для меня это еще одно интересное место на карте, которое непременно нужно посетить в будущем, проехать по нему, желательно за рулем, и посмотреть хотя бы со стороны на семитысячный пик Ленина!
Гостевой дом запомнился своим месторасположением – в глубине Старого города: очень узкие запутанные улочки, глухие фасады, дома без номеров. Если бы не карта в телефоне, блуждали бы мы там долго.
Короткий сеанс интернета – и спать! Завтра осмотр Оша и Сулайман горы и знакомство с новыми друзьями.
-
Просмотров: 24452